Диана Вишнёва

0
39

Биография Дианы Вишнёвой

Диана Вишнёва – знаменитая российская балерина, прима Мариинского театра (с 1996), приглашенная артистка Американского театра балета (2005-2017). Победительница престижного международного конкурса «Приз Лозанны» (Prix de Lausanne, 1994). Лауреат множества театральных премий, Государственной премии РФ (2000), народная артистка РФ (2007).

На фото: балерина Диана Вишнёва
На фото: балерина Диана Вишнёва

Детство

Диана Вишнёва появилась на свет 13 июля 1976 года в Ленинграде, в семье инженеров-химиков. Мама Дианы, Гузали Фагимовна, сама в юности мечтала стать балериной и всю жизнь увлекалась балетным искусством. По признанию Вишнёвой, именно мать привила ей любовь к балету. А отец, Виктор Геннадьевич, приучил к самодисциплине – он с детства занимался с дочерью спортом, вместе они бегали на лыжах, плавали.

Диана Вишнёва в детстве
Диана Вишнёва в детстве

Родители записали 6-летнюю Диану на занятия хореографией во Дворец пионеров, а в 11 лет девочка уже смогла поступить в хореографическое училище им. Вагановой.

Диана Вишнёва с детства «болела» балетом
Диана Вишнёва с детства «болела» балетом

В 1994 году, в 18-летнем возрасте, Вишнёва завоевала Золотую медаль на международном балетном конкурсе «Приз Лозанны». Девушка сорвала овации, грациозно исполнив вариацию из балета «Коппелия» и номер «Кармен», специально для конкурса поставленный Игорем Бельским.

Балетная карьера

В жизни балерины предстояло еще много наград и побед, но именно триумф на конкурсе в Швейцарии стал отправной точкой в ее истории успеха. В следующем году, еще будучи студенткой, Диана исполнила партию Китри в балете «Дон Кихот» на сцене Мариинского театра. Также во время стажировки в именитом театре ей достались главная партия в «Золушке» и роль Маши в «Щелкунчике».

Диана Вишнёва в балете «Дон Кихот»
Диана Вишнёва в балете «Дон Кихот»

Есть мнение, что ни одна балерина не может состояться, не выступив на сцене Большого театра. Диане Вишнёвой удалось покорить главный театр страны в возрасте 20 лет. В 1995-м подающая большие надежды юная балерина с успехом выступила там со своим уже коронным номером «Кармен».

Диана Вишнёва в постановке «Кармен»
Диана Вишнёва в постановке «Кармен»

В 1996 году Диана Вишнёва стала примой-балериной Мариинского театра и сыграла главную героиню в постановке «Ромео и Джульетта», посвященной Галине Улановой. За эту партию, исполненную со свойственным ей профессионализмом, Вишнёву наградили премией «Божественная». В этом же году она получила престижные театральные премии «Бенуа танца» и «Золотой софит».

Диана Вишнёва в балете «Ромео и Джульетта»
Диана Вишнёва в балете «Ромео и Джульетта»

В конце 1996 года Вишнёва отправилась с гастролями Мариинского театра в Лондон, где удачно открыла сезон «Щелкунчиком». Спустя год ее пригласили в Лозанну уже в качестве почетного гостя и позволили открыть торжественный концерт в дуэте с Карлосом Акостой. В лондонских постановках Мариинки девушка играла исключительно главные роли в таких балетах, как «Симфония до мажор», «Спящая красавица», «Видение розы».

Диана Вишнёва в постановке «Жизель»
Диана Вишнёва в постановке «Жизель»

В конце года девушка поехала с гастрольным туром в Нью-Джерси, а затем в Нью-Йорк. Несмотря на многочисленные партии в классическом балете, балерина мечтала попробовать свои силы в более современной хореографии. В 1999 году ей наконец представилась такая возможность – она выступила в постановке «Жизель». Далее последовало участие в спектаклях «Драгоценности» и «Рубин».

Диана Вишнёва в спектакле «Спящая красавица»
Диана Вишнёва в спектакле «Спящая красавица»

В 2001 году выступление балерины на сцене Баварского театра произвело фурор. Перевоплотившись в чувственную и желанную Манон, балерина поразила критиков и зрителей своей игрой в одноименном спектакле. В следующем году она сумела прославиться в Вашингтоне благодаря главной роли в уже знакомой ей постановке «Спящая красавица».

Поездки в Америку не прошли для Дианы даром, и в 2005 году она официально стала примой-балериной Театра американского балета, где проработала до 2017 года. К этому времени Диана уже успела привлечь внимание миллионов поклонников, давно считавших ее лучшей танцовщицей Европы.

В США балерина наконец-таки сумела воплотить свою давнюю мечту – исполнить главные партии в «Лебединое озеро» и «Раймонда». На сцене родного Мариинского театра эти роли танцовщице не давали, так как они якобы не подходили ее амплуа – все видели ее в образе страстной Кармен.

Диана Вишнёва в балете «Лебединое озеро»
Диана Вишнёва в балете «Лебединое озеро»

Развеяв сомнения постановщиков Мариинки, в следующем же году Диана открыла сезон «Лебединым озером» и не оставила ни для кого сомнений в многогранности своего таланта. Для исполнения роли Одетты ее для долгосрочного сотрудничества также пригласили в Большой театр.

Диана Вишнёва заслужила звание Народной артистки России
Диана Вишнёва заслужила звание Народной артистки России

В 2006 году Диана Вишнёва стала Народной артисткой России. На тот момент она уже получила негласное звание одной из величайших балерин современности. Спустя несколько месяцев произошло и другое значимое для ее карьеры событие – запуск ее собственного проекта «Silenzio».

Диана Вишнёва в проекте «Silenzio»
Диана Вишнёва в проекте «Silenzio»

Цель этой постановки заключалась в том, чтобы на одной сцене лаконично совместить классический балет и драму. Премьера спектакля на сцене родного Мариинского театра произвела фурор среди критиков и зрителей. В дальнейшем Вишнёва поставила множество других интересных спектаклей, таких как «Легенда о любви» (2007), «Парк» (2011) и Грани» (2011).
В 2006 году Диана Вишнёва сыграла второстепенную роль в документальном мюзикле «Балерина», а в 2007-м стала лицом модного дома «Татьяна Парфенова». В 2010-м Диана основала благотворительный Фонд, направленный на популяризацию балета. По собственному признанию, Вишнёва навсегда останется предана балету. «Наша профессия прекрасна, но в то же время требует колоссальной силы характера и железной воли», – призналась однажды Диана.

Личная жизнь Дианы Вишнёвой

В конце 1990-х годов Диана состояла в романтических отношениях со своим партнером по сцене Фарухом Рузиматовым. Их объединяла не только любовь, но и совместное плодотворное творчество, упорная работа – в балете и кино. Пара рассталась в середине 2000-х.

Диана Вишнёва с Фарухом Рузиматовым
Диана Вишнёва с Фарухом Рузиматовым

Позднее Диана вспоминала об этих отношениях так:

…сценическая жизнь так перепуталась с личной, что были моменты, когда я думала: «Господи, только бы живой остаться!» Мы расставались, снова сходились – это была страсть, которая могла закончиться только трагически. И тогда я решила, что мне надо уехать на Запад.

В 2008 году в Пекине талантливая балерина познакомилась со своим будущим избранником – продюсером Константином Селиневичем. В 2013 году они официально оформили свои отношения, сыграв свадьбу на Гавайских островах. В одном из интервью Диана признавалась, что очень счастлива в браке и получает от мужа большую эмоциональную поддержку.

Диана Вишнёва с мужем Константином Селиневичем
Диана Вишнёва с мужем Константином Селиневичем

Диана Вишнёва сейчас

Одной из вершин карьеры Дианы Вишнёвой стало участие в открытии Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. Балерина исполнила «Танец голубки мира» и в очередной раз влюбила в себя весь мир. В этом же году Вишнёва дебютировала в новом балете Джона Ноймайера «Татьяна», а в 2016-м в родном Мариинском театре провела вечер в честь Людмилы Ковалёвой «Посвящение педагогу».
Диана является всемирно известной и признанной артисткой балета, а ее творчество эталонным по своей многогранности, самоотдаче и мастерству. Своих поклонников Диана Вишнёва радует не только спектаклями, но и блогом в инстаграме.

Дополнительно

О знаменитости

Карьера: балерина

Дата рождения: 13 июля 1976 г. (Рак)

Место рождения: Ленинград, СССР

Рост: 168

Семейное положение: замужем

Биография

Диана Вишнёва – российская артистка балета, в середине 90-х годов ставшая примой-балериной легендарного Мариинского театра, а спустя 10 лет еще и Американского театра балета. Сейчас наряду с участием в постановках танцовщица занимается различными проектами.

Детство и юность

Биография Дианы Вишнёвой берет начало в Северной столице. Она родилась 13 июля 1976 года, росла в интеллигентной семье. И отец Виктор Геннадьевич, и мать Гузали Фагимовна, татарка по национальности, работали инженерами-химиками. Мама имела еще и второе высшее образование – в сфере экономики.

Диана и ее старшая сестра Оксана росли в обстановке доброты, любви и взаимного уважения. В раннем детстве будущая прима развивалась разносторонне: пробовала различные виды спорта, ходила в математический кружок и в детскую танцевальную студию при Дворце пионеров.

Когда Вишнёвой было 10 лет, Гузали Фагимовна, страстная любительница балета, повела дочь на просмотр в старейшее хореографическое училище страны – имени А. Я. Вагановой. Сегодня это учебное заведение известно на весь мир как Академия русского балета.

Но экзамен девочка не прошла, ведь отбор в Вагановское училище всегда был невероятно сложным, на тот момент конкурс составлял 90 человек на место. Диана продолжила обучаться танцам в детской хореографической студии Дворца культуры имени Максима Горького, а на следующий год повторила попытку сдать экзамен.

Как признавалась Вишнёва в интервью, тогда у нее еще не было однозначного желания быть именно балериной. Но педагоги училища заразили подростка энтузиазмом и привили любовь к искусству. Подстегивало и то, что она быстро стала лидером класса, учителя отмечали успехи и результаты девочки.

Еще в ученический период концерт Дианы Вишнёвой в рамках международного конкурса учеников балетных школ «Приз Лозанны» произвел фурор. Она исполнила в финале вариацию из балета «Коппелия» и номер «Кармен», который специально для конкурса поставил Игорь Бельский. Участнице присудили золотую медаль этого конкурса. А уже через год стала выпускницей Академии русского балета и сразу вошла в труппу Мариинского театра.

Балет

На сцену Мариинского театра балерина выходила еще в студенческую пору. Она как стажер исполняла партию Китри в балете «Дон Кихот». Позднее в репертуаре танцовщицы появились спектакли «Спящая красавица», «Баядерка» и другие. А выступление в главной роли в балете «Ромео и Джульетта» Диана посвятила великой советской балерине Галине Улановой.

Позднее Вишнёва начала не только гастролировать с труппой, но и принимать приглашения от других театров. Еще в 1996 году танцовщица вышла на сцену московского Большого театра, а затем выступала в итальянском театре «Ла Скала» и немецком Национальном театре Мюнхена, в легендарной парижской Опере и в «Метрополитен-опере» в Нью-Йорке.

Примечательно, что многие из заграничных постановок были отредактированы Рудольфом Нуреевым. И если в Мариинском театре Диана имела четкое амплуа, диктующее репертуар, то в иных залах могла позволить себе большее разнообразие в партиях.

Например, в Театре американского балета, где в 2005 году она стала официальной приглашенной солисткой, Вишнёва станцевала главные партии в балетах «Лебединое озеро» и «Жизель», о которых давно мечтала. За вклад в развитие российского и мирового искусства балерину в 2007 году удостоили звания народной артистки России.

Кроме собственно танца в чужих постановках, она создавала персональные проекты. Первая личная работа Вишнёвой – спектакль в стиле современного балета Silenzio. Затем вышли сольные программы «Красота в движении» (в которой танцовщица представила «Водный цветок» с хореографией Мозеса Пенделтона), «Грани» (дизайн сценического наряда Дианы придумал Карл Лагерфельд).

Примечательно, что петербурженка стала первой российской балериной после Майи Плисецкой, которая исполнила главную партию в балете «Болеро». Премьера танца состоялась на сцене швейцарского театра в Лозанне вместе с труппой Мориса Бежара. В 2010 году балерина предстала на сцене Мариинки в постановке «Анна Каренина».

В 2013 году состоялся первый фестиваль современной хореографии Вишнёвой, получивший название Context. Сама балерина приняла в нем участие как танцовщица, исполнив хореографию Иржи Килиана в постановке «Облака» на музыку композитора Клода Дебюсси. В том же году в прессе появился ряд статей, связанных с переменами руководящего состава училища им. Вагановой.

На пост ректора учебного заведения вместо Веры Алексеевны Дорофеевой назначили Николая Цискаридзе, а худруком стала Ульяна Лопаткина. Вишнёва выступила против таких перестановок. Балерина отметила, что главой Вагановской академии должен стать человек, имеющий необходимое образование, а также – учитывая, что работа ведется с детьми – морально безупречный.

Диана участвовала в церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. Тогда балерина исполнила «танец голубки мира». А в ноябре того же года дебютировала в балете Джона Ноймайера «Татьяна». В апреле 2016 года Диана в своем театре провела вечер Людмилы Ковалевой под названием «Посвящение педагогу». В этом мероприятии участвовала сама артистка вместе с другими ученицами.

Как общественный деятель она помогала начинающим танцовщикам благодаря лично созданному «Фонду содействия развитию балетного искусства». В 2017 году в Санкт-Петербурге появился проект Studio Context, в рамках которого открылась школа-студия для юных танцовщиков.

В 2019 году к 100-летию БДТ им Г.А. Товстоногова режиссер Алексей Кононов подготовил оригинальный проект с участием Дианы Вишнёвой и Ульяны Лопаткиной, которая к тому времени завершила карьеру. На сцене перед зрителями развернулось перекрестное интервью балерин, раскрывающее их личности в новом творческом контексте.

Специально для этого представления дом Dior предоставил танцовщицам костюмы. В том же году поклонники увидели приму в качестве гостьи программы «Вечерний Ургант». В рамках программы танцовщица презентовала новое шоу «Сны спящей красавицы».

Новый проект «В контексте времени: Диалоги с Дианой Вишнёвой», стартовавший в 2020 году в формате онлайн-встреч примы с мировыми хореографами, артистами, режиссерами, стал для балерины первым опытом в плане ведения авторской передачи. Для публики эти беседы стали доступны в инстаграм-аккаунте Studio Context. Кроме того, в программу включили прямые эфиры мастер-классов и онлайн-занятия с педагогами студии.

В том же году состоялся очередной Context. В рамках проекта Диана вместе с Денисом Савиным, солистом Большого театра, представила спектакль «Шахерезада». На примере этого балета балерина подготовила спецпроект «Как устроен балет». При подготовке фестиваля, которая началась в 2019 году, планировалось, что Вишнёва выступит с Марсело Гомесом, однако пандемия коронавируса внесла изменения в состав участников.

Личная жизнь

Едва попав в труппу Мариинского театра, начинающая балерина познакомилась с танцовщиком Фарухом Рузиматовым, который на долгое время стал партнером артистки по сцене и близким человеком за кулисами. Диана и Фарух, который оказался старше возлюбленной на 13 лет, встречались продолжительное время. Некоторые коллеги даже называли пару мужем и женой, хотя официальных отношений артисты балета не оформляли.

В 2013 году публика обсуждала личную жизнь Вишнёвой в связи со слухами о ее романе с миллиардером Романом Абрамовичем. Но и бизнесмен, и балерина отрицали, что состояли в романтических отношениях. Собственно, подобные разговоры прекратились в августе того же года, когда прима вышла замуж за продюсера Константина Селиневича. Муж Дианы Вишнёвой вел дела знаменитого российского хоккеиста Александра Овечкина, а позже стал владельцем собственного бизнеса в Соединенных Штатах.

Фото свадебной церемонии, которую молодожены организовали на Гавайских островах, появились в аккаунтах гостей торжества, в частности давней подруги балерины, визажиста Елены Крыгиной. 13 мая 2018 года Диана родила сына. Мальчика назвали в честь танцовщика Рудольфа Нуреева. Позднее снимок с наследником балерина выложила в «Инстаграме». Также у танцовщицы есть собственный официальный сайт с последними творческими новостями, снимками и интервью.

Диану называют самой изящной, легкой и утонченной балериной России. Но артистка в беседах не любит разговаривать о весе и еде. По некоторой информации, при росте 168 см вес Вишнёвой составляет примерно 45 кг.

Диана Вишнёва сейчас

В 2021 году балерина продолжила работать в балете, давать мастер-классы, участвовать в хореографических проектах. Одним из них стал фильм «Слепок» – кросс-медийный проект, объединивший изобразительное искусство, современный танец, музыку и кино. Центральной темой кино стало человеческое тело в многообразии пластических форм, а площадкой для творческого воплощения – пространство музея им. А.С. Пушкина.

Балерина появилась в программе «Скажи Гордеевой» Катерины Гордеевой на ютьюб-канале «Медузы». Выпуск с участием примы получил название «Артист балета умирает дважды». В передаче Диана рассказала о карьере в России и Штатах, о новых проектах и другом.

Партии

  • 1996 – «Ромео и Джульетта» — Джульетта
  • 2001 – «Манон» — Манон
  • 2001 – «Спящая красавица» — принцесса Аврора
  • 2002 – «Дон Кихот» — Китри
  • 2005-2017 – «Лебединое озеро» — Одетта и Одиллия
  • 2005-2017 — «Раймонда» — Раймонда
  • 2007 – «Красота в движении»
  • 2011 – «Диалоги»
  • 2013 – «Болеро»
  • 2013 – «На грани»
  • 2014 – «Татьяна» — Татьяна Ларина