Гаспар Ноэ

0
37

Биография Гаспара Ноэ

Аргентинец Гаспар Ноэ (Gaspar Noe), провокатора и киноэкстремиста, называют «художником скандала». Однако без него нет французского кинематографа, и всё, что хочет сказать режиссёр нашумевших и запрещённых в российском прокате картин «Необратимость» и «Любовь», используя порой самые необычные средства, такие, натурализм и антидраматургия, – «берегите себя и свою любовь, люди».

Режиссер Гаспар Ноэ
Режиссер Гаспар Ноэ

Детство

Гаспар Ноэ родился 27 декабря 1963 года в Аргентине, в Буэнос-Айресе. Отец Гаспара – художник Луис Фелипе Ноэ, известный своими революционными полотнами, литератор и преподаватель. В 1965 году Луис получил возможность выставить свои произведения в музее Соломона Гуггенхайма. Вместе с женой Норой и двухлетним сыном художник переехал в Америку и несколько лет жил в Нью-Йорке.

Ноэ вернулись на родину в 1976 году, их возвращение совпало с военным переворотом. Семья была вынуждена иммигрировать во Францию.

Гаспар Ноэ в молодости
Гаспар Ноэ в молодости

По словам режиссёра, в детстве он очень любил фильмы-катастрофы. Особенно маленький Гаспар смаковал те моменты, когда казалось, что герои фильма смогли избежать гибели, но в последний момент их настигала акулья пасть, или волна цунами, и всё было кончено.

В 1980 году юноша поступил в Школу кинематографии Луи Люмьера, а окончив её, продолжил образование в Сорбонне на факультете современной философии.

На протяжении 4 лет Гаспар был ассистентом режиссёра Фернандо Эсекиэля Соланоса. В его ностальгической ленте «Танго. Гардель в изгнании» он также исполнил небольшую роль, а в 1988 году сотрудничал с аргентинским режиссёром при создании политической драмы «Юг».

Карьера. Пределы дозволенного

Режиссёрский дебют Гаспара состоялся в 1991 году. Короткометражная картина «Падаль» вызвала неоднозначную реакцию знатоков киноискусства. В психоневротическом триллере о нездоровых отношениях мясника и его дочери играли Бландин Ленуар и харизматично-отвратительный Филипп Наон.

Фильм Гаспара Ноэ «Падаль»
Фильм Гаспара Ноэ «Падаль»

В 1993 году режиссёр начал съёмки полнометражного варианта «Падали», но был вынужден приостановить работу, столкнувшись с проблемой финансирования. Съёмки он смог возобновить только в 1997 году и на следующий год представил свою первую полнометражную работу на основе сюжета «Падали» – «Один против всех».

Кадр из фильма Гаспара Ноэ «Один против всех»
Кадр из фильма Гаспара Ноэ «Один против всех»

Роли отца и дочери в мрачно-агрессивной картине сыграли те же Бландин Ленуар и Филипп Наон. Персонажи, обездоленные социально, физически или психологически, предстают практически во всех творениях режиссёра, но именно в ленте «Один против всех» Гаспар сформировал принципы, которых будет придерживаться на протяжении всей своей карьеры.

Прощупывая пределы дозволенного, он понял, что пределов нет и тонкая грань, отделяющая порно от эротики, лубочную картинку от произведения высокого искусства, станет визитной карточкой режиссёра. А главной темой Ноэ всегда будет любовь, пусть даже принимающая уродливый облик инцеста или иного сексуального насилия.

Сразу же после премьеры мир разделился на тех, кто понял, о чём хотел сказать режиссёр, и на других, которые назвали «Один против всех» плодом больного воображения Ноэ.

Следующая работа режиссёра вышла в 2002 году и стала событием не только в мире французского кинематографа, но в мире искусства как такового, то есть вне территориальной принадлежности искусства или каких-либо других границ и рамок. Картину «Необратимость» сложно отнести к какому-либо определённому жанру киноповествования. Главные роли в ней исполнили знаменитые Моника Беллуччи и Венсан Кассель, а также не очень известные за пределами родины Альбер Дюпонтель и Джо Престиа.
Первые кадры картины показывают зрителю Мясника, Филиппа Наона, из ленты «Один против всех». Голый и безобразный, он будто намекает зрителю, что ничего приятного и сладкого тот не увидит. Мясник признаётся случайному собутыльнику, что изнасиловал свою дочь, его глаза горят вожделением, в это время в карете скорой везут раненого Касселя и арестовывают Дюпонтеля. Камера будто начинает обратное движение, раскрывая перед зрителем ту реальность, которую каждый хотел бы никогда не узнать.

Апогеем картины стала сцена изнасилования Алекс, длившаяся более 9 минут. На каннской премьере около 300 человек покинули зал, будучи не в силах преодолеть отвращение, злость и тошноту. Многим потребовалась медицинская помощь. Но лишь немногие из числа оставшихся смогли понять, что именно нелогичность поступков, а вовсе не случайность, приводит к фатальным и необратимым последствиям, ломающим людские жизни и судьбы.

Кадр из фильма Гаспара Ноэ «Необратимость»
Кадр из фильма Гаспара Ноэ «Необратимость»

В 2006 году Ноэ вошёл в режиссёрский состав картины «Запрещено к показу!», став создателем одной из семи скандальных новелл, представляющих взгляд на сексуальность и средства её выражения в современном кинематографе. Ожидания зрителей были сполна оправданы сюжетом новеллы № 7, в которой Ноэ в свойственной ему жёсткой психошизофренической манере показывает мастурбирующих на камеру людей. Большинство критиков назвали Ноэ порнографом, но цель была достигнута – искусство всегда останется искусством, даже если его трудно разглядеть за слишком откровенными сценами, а одиночество противоестественно и уродливо.

Провакационный режиссер Гаспар Ноэ
Провакационный режиссер Гаспар Ноэ

Сценарий к ленте 2009 года «Вход в пустоту» Ноэ писал на протяжении 15 лет, находясь в поисках путей пересечения тем реинкарнации и безответственности человека, ведущей к фатальным последствиям. Круг сансары, состоящий из одиночества и поиска любви, никогда не останавливается, на место одной пустоты приходит другая. Но финал драмы поражает триумфом жизни, которая следует за смертью и также неизбежна.

Существует версия, что режиссёр писал сценарий, находясь под впечатлением драмы-нуар «Леди в озере».

Но в интервью Ноэ говорит, что отразил в картине свои видения, вызванные употреблением галлюциногенов и впечатлением от книги Реймонда Муди «Жизнь после жизни».

Съёмки психоделически красивой, но тяжёлой истории брата и сестры проходили в неоновом Токио, главные роли исполнили Натаниэль Браун, Сирил Рой и Пас де ла Уэрта. Став образцом нового арт-хауса, лента закрепила за режиссёром славу одного из самых неординарных художников современного кинематографа, но вышедшая следом лента «Любовь» сломала последние остатки границ дозволенного, показав, что для истинного творца ограничений нет.

В 2018 году мэтр, выпустивший за свою почти тридцатилетнюю карьеру всего несколько полнометражных картин, порадовал поклонников своего творчества лентой «Climax», которая в русском варианте была переведена как «Экстаз», что, впрочем, не противоречит концепции фильма. В картине снимались София Бутелла, Жизель Палмер и сибирячка, называющая себя Шарлин Темпл.
В этой рейв-симфонии Ноэ сплёл удивительное полотно из своих излюбленных тем: любовь и одиночество, рождение и смерть, порядок и хаос. Герои фильма, выпускники танцевальной школы, решают устроить вечеринку с сангрией и ЛСД, и для кого-то из них танец станет смертельным.

«Любовь»

Драма «Любовь» была показана на Каннском фестивале в мае 2015 года. Герой картины молодой американец Мерфи, приехавший в Париж учиться режиссуре, был вынужден жениться на нелюбимой девушке, случайно забеременевшей от него.
Как это свойственно любому человеку, Мерфи вскоре привык к своей жизни и почти забыл о юношеских дерзких мечтах снимать кино, жить с любимой и бродить с ней по ночному Парижу, наслаждаясь свободой. Однако звонок от матери любимой девушки открывает глаза Мерфи и тот окунается в бытовой ад, где завтрак ему готовит чужая женщина, а её ребёнок, заливающийся плачем почему-то и его тоже.

Главные роли в картине исполнили Аоми Муйок, Карл Глусман и Клара Кристин. Сцены интимной близости актёры не имитировали, а занимались реальным сексом перед камерой. По словам Ноэ, он не принуждал молодых актёров, это было их собственной инициативой.

Гаспар Ноэ на премьере фильма «Любовь»
Гаспар Ноэ на премьере фильма «Любовь»

Идея режиссёра о том, что любовь бывает и радостной, и трагической, и единственной, потеряв которую, ты теряешь свою жизнь, была выражена в фильме настолько реалистично, что вызвала ужас в определённых кругах общества, посчитавшем картину непристойной по причине наличия в ней слишком откровенных сцен. Если «Необратимость» была запрещена к показу в республике Беларусь и некоторых мусульманских странах, то «Любовь» была запрещена к показу на всей территории России. В Министерстве культуры РФ сочли картину порнографической.

Личная жизнь Гаспара Ноэ

Начав сотрудничать с режиссёром Соланосом, в 1985 году Гаспар встретил Люсиль Хаджихалилович. Девушка была дочерью боснийских эмигрантов, и, как и Гаспар, хотела быть режиссёром. С момента их встречи Гаспар и Люсиль находятся в свободных партнёрских отношениях.

Гаспар Ноэ и Люсиль Хаджихалилович
Гаспар Ноэ и Люсиль Хаджихалилович

С 2005 года режиссёр отказался от наркотических средств и алкоголя, хотя иногда может позволить себе бокал вина.

Гаспар Ноэ сейчас

В 2019 году Гаспар Ноэ выступил в качестве режиссера и сценариста фильма «Вечный свет». Сюжет картины рассказывает о кинематографе, моде и современной музыке, погружая зрителя в путешествие по одному съемочному дню в период создания фильма. У фильма довольно высокий рейтинг ожиданий, а премьера запланирована на 2020 год. Известно, что в съемках приняла участие Шарлотта Генсбур.
В этом же году режиссер представил короткометражный фильм SebastiAN: Thirst.

Дополнительно

О знаменитости

Карьера: режиссер, сценарист

Дата рождения: 27 декабря 1963 г. (Козерог)

Место рождения: Буэнос-Айрес, Аргентина

Семейное положение: женат

Биография

Гаспар Ноэ – французский кинорежиссер аргентинского происхождения, получивший мировое признание благодаря триллерам «Необратимость», «Вход в пустоту». Фильмография постановщика невелика – всего знаковых 5 работ, но показ каждой из них сопровождался большим резонансом в обществе и противоречивыми отзывами кинокритиков и зрителей.

Детство и юность

Гаспар Ноэ родился 27 декабря 1963 года в городе Буэнос-Айрес. С раннего детства мальчик был окружен искусством и красотой: его отец Луис Фелипе Ноэ был знаменитейшим художником Аргентины, а мать – социальной работницей.

Гаспар рос в богемном кругу среди людей, увлеченных искусством, которые были частыми гостями семейства Ноэ. В 1965 году отец мальчика получил престижнейшую награду в области современного искусства, премию Гуггенхайма, и вместе с семьей переехал в Нью-Йорк, чтобы получить возможность выставлять свои произведения в одноименном музее. 5 лет Гаспар провел в США, впитывая в себя американскую культуру и изучая язык, после чего семья Ноэ вновь вернулась в Аргентину.

Впервые будущая знаменитость задумался о карьере режиссера после просмотра фантастического фильма Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года». Мальчику тогда было 7 лет. Благодаря друзьям, работавшим в кинотеатре, Гаспар смотрел кино каждый день. На глаза ему попадались и картины, предназначенные для взрослой аудитории, что в дальнейшем повлияло на его собственное творчество и мировосприятие.

Когда парню исполнилось 14 лет, его семья вновь переехала, на этот раз в Париж. Гаспар изучал французский язык, а спустя 3 года поступил в кинематографический колледж Луиса Люмьера. Несмотря на атмосферу, в которой рос будущий режиссер, многие знакомые посчитали этот поступок довольно эксцентричным. Окончив колледж, парень поступил в Университет Парижа на философский факультет.

Когда Ноэ исполнилось 22 года, он устроился помощником аргентинского режиссера Пино Соланоса на время съемок его знаменитого фильма «Танго. Изгнание Гарделя». Работа вдохновила парня на создание собственной короткометражной ленты. К сотрудничеству с Соланосом Гаспар вернулся в 1988 году на съемках картины «Юг».

Спустя 3 года он начал писать сценарий к своему будущему фильму «Вход в пустоту», находясь под впечатлением от картины Роберта Монтгомери «Леди в озере». Как признается сам Ноэ, он никогда не верил ни в какие высшие силы, однако его всегда интересовала «жизнь после смерти», что и стало главной мотивацией снятия подобной картины. Написание сценария затянулось на 15 лет, прежде чем зрители смогли увидеть очередную неоднозначную картину знаменитого кинорежиссера.

Фильмы

Гаспар Ноэ дебютировал как режиссер короткометражной ленты «Тингарелла ди Луна». Фильм длился 18 минут. В 1991 году вдохновленный первой картиной режиссер приступил к съемке очередной короткометражной ленты «Падаль». Вместе с девушкой Люсиль Хаджихалилович, которая также была режиссером, он основал продюсерскую компанию «Les Cinémas de la Zone».

Начинающие режиссеры сняли 40-минутную картину, повествующую о неоднозначных взаимоотношениях мясника и его немой дочери. Фильм впервые был показан на Каннском фестивале в 1991 году и получил одобрительные отзывы от критиков, несмотря на явный сексуальный подтекст ленты.

Вдохновленный успехом Гаспар решил снять полнометражный фильм на основе собственной картины «Падаль», однако столкнулся с проблемами финансирования проекта. Так и не найдя инвестиций, режиссер решил на время перейти в более прибыльную сферу кинематографа, занявшись производством музыкальных клипов. Параллельно Ноэ работал редактором телепрограмм на французском канале «Canal+».

К 1996 году Ноэ удалось собрать деньги для съемки первого полнометражного фильма «Один против всех». В центре картины вновь оказался мясник из короткометражки «Падаль», однако фильм рассказывал о другом временном промежутке его жизни. Гаспар снимал картину 2,5 года, временами испытывая финансовые затруднения и приостанавливая съемки.

Всех персонажей сыграли те же актеры, которые участвовали в предыдущем фильме. Завершив съемки, Ноэ продемонстрировал картину на очередном Каннском фестивале в 1998 году. Лента режиссера была встречена тепло, завоевав 2 премии: «Mercedes-Benz Award» и специальную награду от союза журналистов Франции.

В 1997 году Гаспар попробовал себя в качестве актера, сыграв второстепенного персонажа в криминальной картине «Доберман» своего друга, режиссера Яна Кунена.

В 2001-м Ноэ приступил к съемкам новой картины «Необратимость», где главные роли воплотили Моника Беллуччи и Венсан Кассель. Гаспар выступил в качестве режиссера, продюсера, сценариста и оператора фильма, также сыграв эпизодическую роль в ленте. В августе завершились съемки, а премьера картины состоялась на Каннском фестивале в 2002 году.

Лента вызвала неоднозначную реакцию у зрителей, более 250 человек просто покинули зал, а оставшиеся люди массово падали в обморок во время просмотра. Позднее причина такого состояния публики была раскрыта – в первые минуты фильма режиссер использовал низкочастотные шумы, которые на подсознательном уровне вызывают у человека тревогу и различные расстройства.

Критики также были неоднозначны в отзывах, однако те немногие из них, кто сумел досмотреть «Необратимость» до конца, аплодировали таланту Гаспара Ноэ стоя. Скандальный фильм с двумя неоднозначными сценами (изнасилование и жестокое убийство) был запрещен в некоторых странах, в частности на территории республики Беларусь.

В 2008 году режиссер приступил к съемкам фильма «Вход в пустоту», сценарий к которому он писал последние 15 лет. Гаспар не скрывает, что на создание этой истории его вдохновили психотропные вещества и просмотр фильма в стиле нуар «Леди в озере». Ноэ решил снимать картину на английском языке, поэтому кастинг актеров проводился в США. Некоторых артистов скандальный режиссер нашел в Японии, где и прошли основные съемки ленты.

Впервые фильм был показан на Каннском фестивале в 2009 году, а на экранах США появился только год спустя и в более сжатой версии. Как и предыдущие фильмы Гаспара, лента вызвала неоднозначные отзывы как у зрителей, так и у критиков из-за обильного количества сцен с употреблением наркотиков и сексуальной тематикой.

К сексуальной теме Гаспар вернулся в 2014 году, заявив о начале съемок эротического фильма в популярном формате «3D» под названием «Любовь». Актрис на главные роли режиссер нашел в одном из клубов города, а роль главного героя Мерфи сыграл знакомый его друга. Картина была снята в стиле эротического триллера и содержала множественные сцены сексуального характера, которые не были постановочными. Фильм был показан на Каннском фестивале в 2015 году вне конкурсной программы.

Критики и зрители вновь были неоднозначны в оценках, а Гаспар Ноэ в очередной раз подтвердил репутацию скандального режиссера.

Личная жизнь

В начале 90-х годов Гаспар начал встречаться с француженкой Люсиль Хаджихалилович, которая также является признанным режиссером в кругу профессионалов и сценаристом. По происхождению супруга Ноэ боснийка. В 2004 году ее картина «Невинность» стала лауреатом премии Норвежского кинофестиваля.

Вместе с женой Ноэ основал продюсерский центр и снимал фильмы. Люсиль стала продюсером и сценаристом картин «Падаль» и «Вход в пустоту». Гаспар всегда ставит во главу угла свою творческую деятельность, а не личную жизнь, поэтому неохотно делится с репортерами семейными подробностями. О детях супружеской четы ничего не известно. Режиссеры не любят появляться на фото, делая исключение только для фоторепортеров международных кинофестивалей.

Гаспар Ноэ сейчас

После 3-летнего перерыва Гаспар вновь поразил публику очередным шедевром в жанре триллер. Летом 2018 года на Каннском фестивале Ноэ представил проект «Экстаз» с Софией Бутеллой в главной роли. Картина рассказывает о выпускниках школы современного танца, устроивших по поводу окончания учебного заведения громкую вечеринку.

Как сообщил в интервью постановщик, сначала кинолента снималась без определенного сценария на территории заброшенной школы в Витри. Ноэ добивался от актеров-танцовщиков состояния одержимости и транса, подобно ощущениям участников оккультных ритуалов. Съемки продлились 2 недели.

Сам режиссер считает этот фильм лучшим в своей биографии, Гаспар всегда мечтал снимать кино быстро, не теряя творческую волну, пребывая в постоянной импровизации. Интересно, что титры в фильме используются в середине повествования, разделяя действо на 2 половины. Как объяснил Ноэ, тем самым он хотел добиться сбоя в привычном восприятии киноповествования.

Благодаря новой работе Гаспар стал лауреатом премии Международной конфедерации художественного кино (C.I.C.A.E.) в номинации «Двухнедельник режиссеров». На швейцарском Фестивале фантастических фильмов в Ньюшатель кинолента была отмечена наградой «NARCISSE» H.R. Giger Award. Сейчас картина вышла в российский прокат. Первые показы состоялись в октябре. Творческие планы режиссера на 2019 год пока не известны.

Фильмография

  • 1998 – «Один против всех»
  • 2002 – «Необратимость»
  • 2009 – «Вход в пустоту»
  • 2015 – «Любовь»
  • 2018 – «Экстаз»