Хеди Ламарр

0
23

Биография Хеди Ламарр

Хеди Ламарр (при рождении Хедвиг Ева Мария Кислер) – легендарная австро-американская актриса, которая вместе с необыкновенной красотой и природной притягательностью, сделавшими ее одной из самых ярких кинозвезд золотой эры Фабрики грез, обладала недюжинным умом и замечательными способностями к точным наукам.

Австрийская актиса Хедди Ламарр
Австрийская актиса Хедди Ламарр

Она прославилась с выходом ленты «Экстаз» из-за весьма дерзкой по тем временам, а потому вдохновляющей сцены имитации оргазма и купания ее героини нагишом в лесном озере, показанных на большом экране впервые. Затем она была названа «самой многообещающей новой актрисой 1938 года» по версии кинокритиков Philadelphia Record и быстро встала в один ряд с такими знаменитостями, как Бетт Дейвис, Грета Гарбо, Кэтрин Хепберн и Марлен Дитрих. В 1960 за достижения в киноиндустрии ее удостоили звезды на голливудской Аллее славы.

Но в историю она вошла в большей мере благодаря совсем иной грани своего таланта – разработке научных идей. Так, в 1942 она (вместе с композитором Джорджем Антейлом) получила патент на изобретение метода псевдослучайной перестройки рабочей частоты (FHSS), передав его безвозмездно ВМС США с благородной целью помощи стране в борьбе с фашизмом.

Хеди Ламарр получила патент на технологию FHSS
Хеди Ламарр получила патент на технологию FHSS

Концепция, слишком опередившая свое время, тогда не была внедрена, но нашла применение в 1962, в период Карибского кризиса, в военных системах связи на боевых кораблях США. Даже в наше время эта технология активно используется в протоколах беспроводной передачи данных (CDMA, Bluetooth, GSM, Wi-FI).

В 1997 блестящий ум голливудской красавицы был оценен по достоинству, и она стала первой женщиной-лауреатом премии BULBIE Gnass Spirit of Achievement, позиционируемой как «Оскар изобретающего мира». В 2014 ее имя посмертно ввели в Национальный зал славы изобретателей США.

Детство

Хедвиг появилась на свет 9 ноября 1914 года в столице Австрии в состоятельной еврейской семье. В этот день в ряде немецкоязычных стран в ее честь отмечается профессиональный праздник – День изобретателя.

Хеди Ламарр в детстве
Хеди Ламарр в детстве

Ее отец Эмиль Кислер был уроженцем города Лемберг (ныне Львов), работал директором венского банка. Родным городом матери, Гертруды Лихтвиц (до замужества), пианистки по профессии, являлся Будапешт. Известно, что она перешла из иудаизма, традиционной религии евреев, в католицизм, воспитав в христианской вере и свою единственную дочь.

Хеди Ламарр в молодости
Хеди Ламарр в молодости

Девочка с детства занималась музыкой, балетом, брала уроки актерского мастерства, изучала языки (знала впоследствии, кроме немецкого, польский, английский, французский). Имея идеальную внешность, в 12 лет она стала победительницей городского конкурса красоты, а в 16 покинула родительский дом и устроилась сценаристкой в крупнейшую австрийскую кинокомпанию Sascha-Film. Будучи несовершеннолетней, она подделала подпись матери на записке о согласии на трудоустройство.

Развитие карьеры

В 1930 начинающая артистка смогла получить небольшую роль (девушка за столиком в ночном клубе) в романтической комедии «Деньги на улице» за гонорар в 5 долларов. Спустя год она появилась в комедийной ленте «Буря в стакане», премьерный показ которой был приурочен к открытию в Вене кинотеатра Sascha-Filmpalast, а также в сатиричной ленте «Багаж господина О.Ф.».

Рост Хеди Ламарр – 170 см
Рост Хеди Ламарр – 170 см

В тот период талантливая дебютантка с безупречной внешностью впечатлила знаменитого режиссера и руководителя столичного Немецкого театра Макса Рейнхардта. Он пригласил Хеди в Берлин и давал ей уроки драматического искусства.

В 1932 девушке доверили сыграть главную роль в картине «Не в деньгах счастье», где ее коллегами по съемочной площадке стали звезды тех лет – Ганс Мозер и Хайнц Рюман. Но мировую известность она получила через год, с выходом нашумевшей мелодрамы с элементами эротики «Экстаз».

Хеди Ламарр в фильме «Не в деньгах счастье»
Хеди Ламарр в фильме «Не в деньгах счастье»

Впервые в истории кино на экране продемонстрировали «обнаженную» сцену – героиня Хеди купалась в озере голой. Общественность и церковь осудила картину. Власти ряда стран запретили ее показ. Тем не менее, на Венецианском фестивале фильм был отмечен Кубком за лучшую режиссуру, а впоследствии был включен в Топ-10 самых известных чехословацких киноработ довоенного периода.
В 1937 девушка сбежала от мужа-миллионера в Париж, получила развод и отправилась в Лондон, где познакомилась с Луисом Бартом Майером, основателем киностудии MGM.

Майер счел ее «восхитительной брюнеткой» и «самой красивой женщиной в мире» и предложил контракт на 125 долларов в неделю. Молодая, но далеко не глупая красавица его отклонила. Но затем, оказавшись с ним на одном лайнере, направлявшемся в Нью-Йорк, Хеди сумела получить более выгодный договор – на $500 в неделю. Тогда же, по совету кинопродюсера и его супруги Маргарет, поклонницы легенды немого кино Барбары Ла Марр, она решила сменить имя на псевдоним Ламарр, чтобы дистанцироваться от репутации «той самой леди из „Экстаза“»

Дебют актрисы в американском кино состоялся в 1938. Она сыграла роль возлюбленной главного персонажа Пепе (актер Шарль Буайе) в драме «Алжир». Этот фильм критики называли источником вдохновения для сценаристов знаменитой ленты «Касабланка». В дальнейшем ее карьера сделала головокружительный взлет и принесла баснословные гонорары в $30 млн.

Хеди Ламарр в фильме «Алжир»
Хеди Ламарр в фильме «Алжир»

В 1939 в прокат вышла картина «Леди из тропиков», где она выступила в ключевой роли Манон, а ее партнером был популярнейший актер Роберт Тейлор в роли Билла. Затем она снялась вместе с «королем Голливуда» Кларком Гейблом в приключенческой ленте «Шумный город», а также в комедийной драме «Товарищ Икс». Тогда же вышла кинокартина «Я возьму эту женщину», где Хеди снова играла центральную героиню, а ее коллегой по площадке стал знаменитый Спенсер Трейси.

Хеди Ламарр в фильме «Я возьму эту женщину»
Хеди Ламарр в фильме «Я возьму эту женщину»

В 1941 с участием Ламарр было выпущено три фильма: «Приходи со мной жить», «Девушки Зигфилда» и «Г.М.Пульхэм Эсквайр». Ее партнерами по съемкам в этих проектах были такие известные персоны как Джеймс Стюарт, Иэн Хантер, Джуди Гарланд, Ван Хефлин. Спустя год она появилась в детективе «Перекресток», в комедии «Равнина Тортилья», а также в драме «Белый груз», экранизации романа Иды В. Саймонтон «Игровая площадка дьявола». Эту киноработу считают наиболее известной и успешной из ее фильмов эпохи MGM.

Хеди Ламарр в фильме «Игровая площадка дьявола»
Хеди Ламарр в фильме «Игровая площадка дьявола»

В 1944 году на экраны вышел триллер «Рискованный эксперимент». Киноактриса сыграла ключевую героиню Алиду, страдавшую от контроля безумно ревнивого мужа (Пол Лукас). В реальной жизни звезде к тому времени наскучили роли в фильмах MGM, где режиссеры делали ставку исключительно на ее красоту и не давали возможности в полной мере продемонстрировать искусство перевоплощения.

Поэтому, сыграв прекрасную принцессу Веронику в последней по контракту ленте «Ее высочество и посыльной», она на время покинула студийную систему, создала в партнерстве с известным продюсером Джеком Чертоком собственную производственную кинокомпанию и представила в 1946 нуарную ленту «Странная женщина». Ей удалось вырваться из амплуа сексуальной красотки и воплотить многогранную, проникнутую психологизмом роль Дженни. Многие критики называли эту работу лучшей в карьере кинозвезды.

Хеди Ламарр в фильме «Странная женщина»
Хеди Ламарр в фильме «Странная женщина»

В 1949 актриса сыграла главную героиню исторической драмы «Самсон и Далила», ставшей наиболее успешным ее кинопроектом того периода. Картина оказалась самым кассовым фильмом года и получила из пяти номинаций два «Оскара» – за наилучшую режиссуру и дизайн костюмов.
После 1950 карьера красавицы-кинодивы пошла на спад, она стала лишь изредка появляться на экране. В 1957 она сыграла в фэнтезийной ленте «История человечества», а спустя год вышла последняя картина с ее участием – драма «Самка», где Хеди предстала в образе пресыщенной славой стареющей актрисы.

Хеди Ламарр в фильме «Самка»
Хеди Ламарр в фильме «Самка»

В свободное от съемок время голливудская кинозвезда занималась любимым хобби – изобретениями. Среди ее удачных экспериментов был улучшенный светофор, защита сигнала управляемых торпед, оптимизация самолета ее любовника, пионера авиации и режиссера Говарда Хьюза, среди неудачных – шипучие таблетки для создания газированных напитков.

Личная жизнь Хеди Ламарр

Актриса, обладавшая блестящим умом и ослепительной красотой, отличалась сложным характером – была неуживчивой и конфликтной. Она выходила замуж шесть раз и родила троих детей.

Хеди Ламарр и Вивьен Ли часто сравнивали
Хеди Ламарр и Вивьен Ли часто сравнивали

Первым ее мужем в 1933 стал венский миллионер Фридрих Мандл, глава компании по производству вооружений Hirtenberger Patronen-Fabrik, поддерживавший нацистов. Он был властен и ревнив, окружил жену роскошью, но вынудил забыть об актерской карьере и относился к ней, как к дорогой вещи.

От первого мужа (на фото справа) Хеди сбежала
От первого мужа (на фото справа) Хеди сбежала

В стремлении похвастаться красавицей-женой, он брал ее на многие деловые встречи, что позволило ей начать разбираться в военных технологиях. Через 4 года брака Хеди сбежала из его замка, подсыпав горничной снотворное.

Хеди Ламарр и ее муж Джин Марки
Хеди Ламарр и ее муж Джин Марки

После переезда в США, в 1941 году, актриса вышла замуж за продюсера Джина Макри. В браке с ним она родила сына Джеймса от актера Джона Лодера и, хотя супруг простил измену, через два года ушла к отцу ребенка. Сама актриса утверждала, что мальчик был сыном Макри, а она его усыновила. В новом браке с Лодером появились на свет еще один сын Энтони и дочь Дениз. В 1947 и этот брак Хеди распался.

Хеди Ламарр и ее муж Джон Лодер
Хеди Ламарр и ее муж Джон Лодер

В 1951 она стала женой музыканта и ресторатора Эрнеста Стуффера. Уже через год супруги поняли, что они абсолютно разные люди и расстались.

Следующим избранником звезды был Уильям Ховард Ли, нефтяной магнат из Техаса. Они вместе стали авторами проекта и создателями горнолыжного курорта the Villa LaMarr в Аспене, штат Колорадо. Их брачный союз продлился до 1960 года. Затем у нее были романтические отношения с адвокатом Льюисом Бойсом, продлившиеся 5 лет.

Хеди Ламарр с детьми
Хеди Ламарр с детьми

Помимо официальных браков, у голливудской красавицы было много романов, в частности, с вышеупомянутым Говардом Хьюзом и даже якобы с Джоном Кеннеди.

Смерть

Последние десятилетия жизни актрисы проходили в уединении. Она рассорилась с представителями киноиндустрии, пережила травлю, обвинения в краже туфель, в нимфомании, покинула Голливуд, поселившись в Майами-бич во Флориде, общалась с внешним миром, включая детей и близких друзей, исключительно по телефону.

Хеди Ламарр в старости
Хеди Ламарр в старости

Остаток дней она провела в доме престарелых в Касселберри, штат Флорида, где и скончалась от сердечной недостаточности в 86 лет. Прах кинозвезды, согласно ее воле, был развеян сыном Энтони в Австрии, в Венском лесу.

Памятник Хеди Ламарр
Памятник Хеди Ламарр

Для увековечивания памяти о знаменитой соотечественнице в 2014 году на Центральном кладбище Вены был воздвигнут памятник. На нем написано: «У фильмов есть место в конкретном периоде истории. Технология вечна».

Дополнительно

О знаменитости

Карьера: кино, актриса

Дата рождения: 9 ноября 1914 г. (Скорпион)

Дата смерти: 19 января 2000 г.

Место рождения: Вена, Австрия

Рост: 170

Семейное положение: была в разводе

Биография

Если поставить рядом фото Хеди Ламарр и Вивьен Ли, различить актрис будет непросто – настолько велико их сходство.

Похожими оказались и творческие судьбы: обе женщины получили признание, но были вынуждены постоянно бороться за право играть значительные роли, а не появляться в образах соблазнительных красоток. Однако Ламарр завоевала популярность еще и как изобретатель, и привычная сегодняшнему человеку сотовая связь существует во многом благодаря Хеди.

Детство и юность

Хедвига Ева Мария (настоящее имя актрисы), единственный ребенок Гертруды и Эмиля Кисллеров, родилась 9 ноября 1914 года в Вене.

Отец девочки, галицийский еврей родом из Львова, был директором банка. Мать, также еврейка, родилась в Будапеште и во взрослом возрасте сознательно приняла христианство, крестившись в католическую веру. Дочь Гертруда также воспитала христианкой.

В детстве Хеди интересовалась актерским мастерством, а также увлекалась театром и кино. Яркой внешностью актриса выделялась уже в детстве – в 12 лет девочка выиграла конкурс красоты в Вене.

Фильмы

Биография будущей актрисы в мире кино началась с обмана. Чтобы устроиться в кинокомпании Sascha-Film, 16-летняя Хеди подделала записку от матери и в итоге получила должность помощника режиссера по сценарию. В 1930 году девушке удалось попасть в массовку фильма «Деньги на улице», а год спустя добиться уже роли со словами в картине «Буря в стакане». В 1932-м Ламарр получила главную роль в комедии «Не в деньгах счастье» — фильме, сделавшем актрису знаменитой.

Следующей работой стала главная роль в скандальном фильме «Экстаз» Густава Махаты. 18-летняя Хеди стала первой актрисой в кинематографе, снявшейся для большого экрана в эротической сцене. Она воплотила на экране образ юной жены богатого и равнодушного старика. Однако популярность ленте принесла не актерская игра, а сцена купания в озере, продемонстрировавшая обнаженную Хеди.

Для кинематографа тех времен это стало серьезным потрясением и вызовом общественным устоям. Сама Хеди была возмущена результатом съемок – режиссеры обманули ее, воспользовавшись мощными объективами, хотя изначально речи о крупных планах обнаженной девушки не шло.

В итоге фильм получился резонансным: общество восприняло откровения негативно, к тому же картину осудил Папа Римский Пий XII. Тем не менее, на 2-м Венецианском кинофестивале 1934 года «Экстаз» отметили Кубком города Венеция за лучшую режиссуру.

В 1937-м Хеди переехала в Лондон, где познакомилась с Луисом Майером, главой голливудской киностудии Metro-Goldwyn-Mayer. Хеди Ламарр она стала именно тогда – взять псевдоним ее убедил Луис, чтобы девушку в дальнейшем не ассоциировали с «Экстазом».

В 1938 году актриса оказалась в Голливуде, и Майер начал продвигать ее как «самую красивую женщину в мире», надеясь, что Хеди станет голливудским аналогом Греты Гарбо или Марлен Дитрих. У девушки были все предпосылки к этому: помимо красивого лица, Ламарр обладала прекрасной фигурой: при росте 170 см вес актрисы составлял 58 кг.

Сначала Ламарр снялась в ленте «Алжир», затем получила роль в картине «Я возьму эту женщину». Однако выход этого фильма был отложен из-за увольнения режиссера, так что второй картиной Хеди в Голливуде стала «Леди из тропиков», где девушка появилась в образе обворожительной метиски Манон, жаждущей покинуть французский Индокитай и жить в мире белых людей.

Вышедший в 1940-м «Я возьму эту женщину» в прокате провалился, чего не скажешь о следующем проекте с участием Хеди, фильме «Шумный город». Там актриса снялась вместе со звездным Кларком Гейблом, что само по себе гарантировало картине успех. Актеры настолько органично смотрелись вместе на киноэкране, что и в следующем проекте Ламарр появилась вместе с Гейблом. Шпионская комедия «Товарищ Х» стала одной из первых довоенных лент США, открыто критикующих политику фашистской Германии.

В 1942 году в фильме «Белый груз» Хеди вновь примерила на себя роль соблазнительницы, сыграв туземку Тонделейо. Этот образ характеризует направленность персонажей Ламарр в молодости: режиссеры делали ставку на красоту и чувственность женщины, оставляя ей мало возможностей проявить актерский профессионализм.

В итоге в 1945 году Хеди рассталась с MGM и вместе с Джеком Чертоком основала собственную производственную компанию. Первым продуктом стал нуарный триллер «Странная женщина». Там Ламарр смогла проявить себя за пределами образа сексуальной красотки: образ Дженни Хагер многогранен и сложен, а роль проникнута психологизмом. С точки зрения актерской игры «Странная женщина» многими критиками считается лучшей работой в фильмографии Хеди.

4 года спустя Ламарр сыграла еще одну успешную роль – Далилу в ленте «Самсон и Далила» по мотивам библейского сюжета. Картина оказалась самым кассовым фильмом 1949 года и получила 2 «Оскара», а также благосклонные отзывы критиков.

В начале 1950-х карьера Хеди пошла на спад. В 1954 году Ламарр уехала в Италию для работы над эпической драмой «Влюбленный Парис». В нем актриса не только исполняла 3 главные роли, но и выступала в качестве продюсера. К сожалению, у Хеди не было опыта, который помог бы ей правильно рассчитать силы для постановки настолько эпичной картины. В итоге «Влюбленный Парис» провалился в прокате и стал крайне убыточным для Ламарр.

После этого Хеди снималась совсем мало. Последним фильмом с ее участием стала картина «Самка», где Ламарр иронично предстала перед зрителями в образе пресыщенной и стареющей кинодивы.

Научная деятельность

Те, кто воспринимал Хеди лишь как красивую женщину, глубоко ошибались – помимо прекрасной внешности, она обладала еще и острым умом.

К 1942 году Хеди, увлекшаяся идеей разработки метода для дистанционного управления торпедами, разработала технологию «прыгающих частот», на которую совместно с Джорджем Антейлом оформила патент.

Однако вооруженные силы США не заинтересовались изобретением и вспомнили о нем лишь в 1962-м. После этого технология Ламарр начала использоваться, хотя и ограниченно. Признание к работе Хеди пришло ближе к концу XX века, когда она стала основой для технологии связи с расширенным спектром. Сегодня благодаря Ламарр люди могут пользоваться и мобильной связью, и Wi-Fi.

Личная жизнь

Личная жизнь Ламарр была бурной и весьма запутанной. Актриса сменила шестерых мужей, и ни один брак не продлился дольше 7 лет. Самым непростым оказался первый союз Хеди. В 18 лет она вышла замуж за австрийского торговца оружием Фридриха Мандла. Родители категорически не одобряли этот союз: мужчина, несмотря на еврейские корни, имел связи с Бенито Муссолини и Гитлером.

Супруг не желал, чтобы Ламарр продолжала актерскую карьеру, и относился к жене, скорее, как к вещи, нежели как к личности. Через 4 года брака Хеди не выдержала такого обращения и сбежала. После этого, в период с 1939 по 1965 годы, Ламарр побывала замужем за сценаристом Джином Марки, актером Джоном Лодером, ресторатором Эрнестом Штауффером, нефтяником Ховардом Ли и адвокатом Льюисом Бойсом.

Непросто складывались и отношения Хеди с детьми. Актриса убеждала всех, что родными для нее являются только Дениз и Энтони Лодеры. Также у женщины был якобы приемный сын Джеймс Ламарр Марки. Знаменитость утверждала, что отцом мальчика был Джин Марки, а она просто усыновила ребенка, как и ее следующий муж Джон Лодер.

Хеди не любила Джеймса, трудного и неуправляемого ребенка. Когда мальчик учился в 5-м классе, актриса отправила его в школу-интернат. Более она с Джеймсом не виделась и даже не включила его в завещание.

Уже после смерти Ламарр мужчина нашел документы, подтвердившие подозрения: согласно им, Джеймс – внебрачный сын Хеди и Джона Лодера, родившийся еще во время брака Ламарр и Марки. После этого в качестве наследства ему присудили $50 тыс. – меньше, чем актриса завещала некоторым людям, с которыми не была связана родственными узами.

Смерть

В старости Хеди вела уединенную жизнь и практически ни с кем не общалась напрямую, предпочитая телефонные разговоры.

Актриса умерла в Касселберри, штат Флорида, 19 января 2000 года. Причиной смерти Ламарр стало сердечное заболевание. Энтони Лодер, согласно воле матери, развеял ее пепел в Венском лесу.

Фильмография

  • 1930 — «Деньги на улице»
  • 1933 — «Экстаз»
  • 1938 — «Алжир»
  • 1939 — «Леди из тропиков»
  • 1940 — «Я возьму эту женщину»
  • 1940 — «Шумный город»
  • 1940 — «Товарищ Икс»
  • 1942 — «Белый груз»
  • 1944 — «Райское тело»
  • 1946 — «Странная женщина»
  • 1949 — «Самсон и Далила»
  • 1950 — «Медный каньон»
  • 1951 — «Мой любимый шпион»
  • 1954 — «Влюбленный Парис»
  • 1958 — «Самка»