Леонид Быков

0
29

Биография Леонида Быкова

Леонид Быков – великий советский киноактер и режиссер, Маэстро, как называли его после выхода на экраны легендарного фильма «В бой идут одни старики». Его судьба сложилась непросто, а жизнь прервалась несправедливо рано, не позволив мастеру реализовать все свои творческие замыслы. Но память о Леониде Федоровиче навсегда останется в сердцах благодарных соотечественников, которые пересматривают его фильмы, на День Победы поют «Смуглянку» и преклоняются перед героями, которые в кровавой схватке с нацистами отстояли свою землю.

На фото: Леонид Быков
На фото: Леонид Быков

Детство и юношеские годы

Леонид появился на свет в 1928 году в небольшом украинском селе Знаменское (ныне Черкасское), откуда были родом и его родители. Отец, Федор Иванович, происходил из простой рабочей семьи и с тринадцати лет трудился на металлургических заводах Донбасса. После революции 1917 года стал убежденным ленинцем, вступил в ряды большевистской партии и до конца жизни следовал ее идеалам. В 1925 году женился на односельчанке Зинаиде Быковой (они были однофамильцами), и вскоре она родила дочь Луизу и сына Леонида.

Семья Леонида Быкова (вторая женщина справа – соседка)
Семья Леонида Быкова (вторая женщина справа – соседка)

В 1930 году семья переехала в Краматорск – в то время стремительно развивавшийся промышленный городок, где отец устроился на местный металлургический комбинат. Быковы поселились на окраине, в живописном поселке Прокатчиков, где и прошли самые счастливые детские годы маленького Лёни. Он играл в шахматы, любил гонять мяч и удить рыбу.

Леонид Быков в детстве
Леонид Быков в детстве

Когда началась Великая Отечественная война, заводы Донбасса были эвакуированы в Барнаул, куда и отправилась семья Быкова. Там мальчик, приписав себе пару дополнительных лет, попытался поступить в летное училище. Обман быстро открылся, и юношу не приняли, посоветовав немного подрасти. Но Леонид не расстался с детской мечтой о небе и в 1945 году поступил в Ленинградскую спецшколу для летчиков. К сожалению, ее скоро расформировали, и Быков вернулся в Краматорск.

Молодой Леонид Быков с мамой
Молодой Леонид Быков с мамой

По настоянию отца он пошел учиться в металлургический техникум, но через год понял, что эта профессия не для него. С ранних лет Леонид отличался артистическими способностями, хорошо пел, прекрасно танцевал, обладал развитым чувством юмора. В школьные годы участвовал в художественной самодеятельности, пробовал писать сценарии. Как вспоминала его подруга детства:

На переменах он так лихо отбивал чечётку и исполнял «Цыганочку» с выходом, что все ждали этого момента. А на уроках непроизвольно придавал своему подвижному лицу такое выражение при общении с педагогом, что вся группа валилась от хохота

В 1947 году уехал в Киев поступать в театральный институт, но не был принят из-за неоконченного среднего образования. Вернувшись в Краматорск, он снова сел за парту вечерней школы, и через год стал студентом Харьковского института искусств имени Котляревского.

Первые роли и фильмы

В 1951 году Быков, окончив вуз, устроился в труппу Харьковского академического театра имени Шевченко, где зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Молодому актеру сразу дали ведущие роли в спектаклях «Как закалялась сталь» (Павка Корчагин) и «Улица Трех соловьев, 17» (стиляга), а через год ему поступило первое предложение сняться в кино.

Леонид Быков в спектакле Харьковского академического театра (1959)
Леонид Быков в спектакле Харьковского академического театра (1959)

Впервые на экране Быков появился в роли колхозного баяниста Сашка в лирической мелодраме «Судьба Марины» (1952), снятой на киностудии Довженко. Дебют оказался успешным, и талантливого обаятельного парня позвали на «Ленфильм» – вторую по значимости киностудию страны.

Кадр из фильма «Судьба Марины»
Кадр из фильма «Судьба Марины»

В комедии «Укротительница тигров» он исполнил роль старпома речного буксира Петю Мокина, безнадежно влюбленного в главную героиню (Людмила Касаткина). В мелодраме «Чужая родня» примерил на себя образ молодого школьного учителя, а в комедии «Максим Перепелица» сыграл практически самого себя – обаятельного украинского парня, славящегося умением придумывать различные небылицы. В числе лучших ролей того периода нельзя не упомянуть Алешу Акиньшина («Добровольцы») и Пашу Богатырева («Дорогой мой человек»).

Леонид Быков в роли Максима Перепелицы
Леонид Быков в роли Максима Перепелицы

Карьера Быкова на «Ленфильме» развивалась столь стремительно, что в 1960 он вместе с семьей переехал из Харькова в Ленинград. В том же году на экраны вышла мелодрама «Алешкина любовь», где Леонид сыграл неопытного паренька, оказавшегося в одной экспедиции с суровыми геологами. За десять лет Быков исполнил два десятка ролей, которые принесли ему всесоюзную известность, почет и признание. Но Леонид не хотел ограничиваться только актерской деятельностью – он вынашивал в голове собственные идеи, которые мечтал воплотить на экране в качестве режиссера.

Кадр из фильма «Алешкина любовь»
Кадр из фильма «Алешкина любовь»

Его первый опыт на этом поприще – короткометражка «Как веревочка не вьется…», которая осталась практически незамеченной. Но нашего героя это не остановило, и в 1964 году он представил на суд зрителей комедию «Зайчик», в которой исполнил главную роль. Картина успешно прошла в прокате, но среди критиков вызвала неоднозначные оценки. Многие осудили попытку режиссера привлечь внимание к трагедии маленького человека, который безуспешно пытается противостоять бюрократической чиновничьей машине.

Леонид Быков в фильме «Зайчик»
Леонид Быков в фильме «Зайчик»

В Ленинграде Быковы прожили девять лет, которые оказались для них самыми счастливыми. В их просторной трехкомнатной квартире, выданной «Ленфильмом», частыми гостями были Марк Бернес, Борис Андреев, Станислав Ростоцкий, Алексей Баталов, Сергей Филиппов и другие яркие представители творческой интеллигенции.

«В бой идут одни старики»

Быков хорошо зарабатывал, был узнаваемым востребованным артистом и уважаемым человеком. Но вот режиссерская карьера почему-то не складывалась, хотя у Леонида Федоровича было несколько готовых интересных сценариев. Среди них особое место занимала история о подвигах советских летчиков, которую он непременно хотел воплотить на экране.

По этой причине он и принял предложение от руководства киностудии Довженко, которое уже давно пыталось переманить Быкова его в Киев. Но обещанные золотые горы обернулись полнейшим разочарованием – «заезжему» режиссеру пришлось несколько лет обивать пороги начальственных кабинетов, прежде чем ему позволили снять картину его мечты.

Леонид Быков в роли Маэстро
Леонид Быков в роли Маэстро

Основой сценария стала подлинная история о «поющей» эскадрилье, которой во время Великой Отечественной войны командовал легендарный советский ас Виталий Иванович Попков. На освобожденных территориях летчики давали концерты для местного населения, и на одном из таких выступлений в Краматорске посчастливилось побывать юному Лёне Быкову.

Кадр из фильма «В бой идут одни старики»
Кадр из фильма «В бой идут одни старики»

Реальными фактами были история любви узбекского летчика и русской девушки, возвращение командира эскадрильи после боя верхом на лошади, попадание его в плен к своим и даже привычка механика крестить самолеты перед вылетом.
Фраза «В бой идут одни старики», ставшая названием фильма, принадлежала командующему 3-й воздушной армии Михаилу Михайловичу Громову, а рисунок с изображением нотного стана красовался на штурмовике Героя Советского Союза Василия Емельяненко.

Рисунок нотного стана
Рисунок нотного стана

Несмотря на это, сценарий поначалу был отвергнут чиновниками Госкино – его назвали «негероическим». И только после вмешательства ветеранов и высоких военных начальников картину запустили в работу.

Постер, рекламирующий фильм
Постер, рекламирующий фильм

Фильм ждал небывалый успех – в 1974 году его посмотрели 45 миллионов кинозрителей. До этого ни одна картина о войне не вызывала такого интереса – самые яркие фразы были разобраны на цитаты, песня «Смуглянка» стала гимном военных летчиков, а Леонида Быкова, исполнившего роль капитана Титаренко, стали называть не иначе как Маэстро. В 2009 году бессмертная картина была показана российским зрителям в цвете.

Последние работы

Казалось бы, после такого триумфа перед Быковым должны были открыться все двери. Но этого не случилось, и создание картины «Аты-баты, шли солдаты» было сопряжено с не меньшими трудностями, чем предыдущей.

Леонид Быков на съемках фильма «Аты-баты, шли солдаты»
Леонид Быков на съемках фильма «Аты-баты, шли солдаты»

За девять лет работы на киностудии имени Довженко Леониду Федоровичу удалось снять только два фильма. На Быкова постоянно не хватало финансирования, пленки, студийных помещений и необходимого реквизита. И это при том, что его картины побили все рекорды кинопроката, солидно пополнив государственную казну. Остались нереализованными его замыслы сделать картину о Василии Теркине, экранизировать шукшинскую сказку «До третьих петухов» и снять широкоформатный художественный фильм по повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».

По поводу последней шли особенно острые споры – чиновники из Госкино с маниакальным упорством не давали Быкову снять этот фильм. А после его смерти тут же предложили сценарий Родиону Нахапетову, который в то время только делал первые шаги в режиссуре. Все это не могло не удручать Быкова. Незадолго до трагической гибели он написал друзьям записку, которая стала его духовной исповедью. В ней он признался, что устал бороться с системой, выгорел изнутри и потерял интерес к жизни.

В 1978 году Быков приступил к съемкам своей последней картины – фантастической драмы «Пришелец». В ней инопланетянин Глоуз встречается с сельским механизатором Ефимом Тишкиным и делится с ним впечатлениями о жизни на Земле. Этот фильм должен был стать своеобразным манифестом Быкова, его протестом против чиновничьего засилья и махровой бюрократии, которые не позволили ему раскрыться как художнику и в полной мере реализовать свои творческие замыслы.
Из-за трагической смерти Леонида Федоровича работа была приостановлена, и ленту заканчивал уже режиссер Борис Ивченко, который полностью поменял актерский состав и концепцию фильма в целом. Картина вышла на экраны под названием «Звездная командировка» и после неудачного проката была благополучно отправлена в архив киностудии Довженко, где до сих пор пылится на полке.

Личная жизнь Леонида Быкова

Со своей будущей супругой Тамарой Кравченко Быков познакомился на вступительных экзаменах в Харьковский институт культуры. Они сразу поняли, что созданы друг для друга, хотя у девушки не было отбоя от ухажеров, да и юноша не жаловался на отсутствия внимания со стороны противоположного пола.

Тамара Кравченко
Тамара Кравченко

Леонид и Тамара сумели сохранить любовь, несмотря на тяжелые испытания, которые приготовила им судьба. Их первый ребенок, девочка, умерла сразу после родов, молодую мать еле спасли. У Быкова тогда случился первый инфаркт – так тяжело он переживал эту трагедию.

Леонид Быков с женой и детьми
Леонид Быков с женой и детьми

Со временем супругам удалось справиться с этой бедой, в семье появились сын Александр (Лесь) и дочь Марьяна. Быковы переехали в Ленинград, где прошли самые счастливые и безмятежные годы их жизни.

Леонид Быков с семьей
Леонид Быков с семьей

По возвращению на Украину проблемы начались не только у Леонида Федоровича, но и у его семьи. Лесь, отправившись служить в армию, неожиданно попал в психиатрическую клинику и был признан шиозфреником. Режиссер был уверен, что сын здоров и что дело в конфликте Быкова-старшего с командованием части, где служил сын (его пригласили на творческий вечер, и все было хорошо, но Леонид отказался выпить вместе со всеми). Но с таким клеймом у юноши не было шансов устроиться на работу, и парень, связавшись с дурной компанией, решился на ограбление магазина.

Александр (Лесь) Быков
Александр (Лесь) Быков

Быков никогда никого ни о чем не просил, но в тот раз изменил своим принципам и подключил все свои связи, чтобы спасти сына от тюрьмы. А вот диагноз снять так и не удалось, и Лесю ничего не оставалось, кроме как найти себе прибежище за границей. Там он сделал повторное обследование, которое показало, что парень совершенно здоров, что доказало опасения Леонида. Александр Быков осел в Канаде, обзавелся женой и четырьмя детьми, работал строителем.

Сын Быкова (на фото справа) завел семью в Канаде
Сын Быкова (на фото справа) завел семью в Канаде

После смерти Леонида Федоровича начались преследования его жены и дочери – какие-то люди несколько раз приходили к ним домой и требовали отдать им архив режиссера, который женщины с помощью друзей Быкова вывезли из квартиры и надежно спрятали. В итоге Тамара Константиновна и Марьяна вынуждены были уехать из Киева, восемь лет жили в Тульской области, затем перебрались снова в Харьков.

В 1997 они вернулись в Киев, где Марьяне, киноведу по профессии, предложили работу. В 2010 году Тамара Константиновна скончалась, и ее дочь осталась совсем одна, вынужденная еле-еле сводить концы с концами на нищенскую пенсию.

Трагическая гибель

11 апреля 1979 года Быков на своей «Волге» поехал на дачу, чтобы посмотреть, как там идут строительные работы. На обратном пути на дороге возникло препятствие в виде трактора с прицепом-культиватором, во время обгона которого Леонид Федорович выехал на встречную полосу и лоб в лоб столкнулся с встречным грузовиком. Удар был такой силы, что режиссера спасти не удалось. Водитель грузовика не пострадал и был признан невиновным.

Фото с места аварии
Фото с места аварии

Рассматривалось несколько версий этой трагедии: проблемы с сердцем (у Быкова до этого было несколько инфарктов), ошибка при управлении транспортным средством («синдром неопытного водителя») и даже самоубийство. Экспертиза показала, что актер в момент аварии был трезв и здоров, до последнего жал на тормоз, пытаясь избежать столкновения, и уж точно не собирался сводить счеты с жизнью. Автомобилем он управлял мастерски, даже брал уроки экстремального вождения. В итоге пришли к заключению, что на дороге просто произошла роковая случайность.

Смерть Быкова стала не только страшной трагедией для друзей и родственников, но и невосполнимой потерей для всей страны. Многие не верили в случайность этой автокатастрофы, считая, что таким образом власти расправились с неугодным режиссером. Невольно возникали аналогии со схожими ДТП, в которых погибли Олег Даль и Лариса Шепитько.
Леонид Федорович словно предчувствовал скорый уход. Он успел написать завещание, в котором подробно описал свои похороны, он отказался отмечать на киностудии пятидесятилетний юбилей, заметив, что скоро будет другой повод собраться. А за несколько недель до смерти озвучил семье желание избавиться от машины, которая в итоге стала его убийцей.

Могила Леонида Быкова
Могила Леонида Быкова

Похороны актера прошли точно по сценарию, который оставил Быков в своей записке. Публичного прощания устраивать не стали, на похоронах присутствовали только родные и близкие. Гроб опускали в могилу под звуки «Смуглянки», помянули усопшего боевыми ста граммами.

Быков похоронен в Киеве на Байковом кладбище. В украинской столице ему установлен замечательный памятник: актер запечатлен в образе Маэстро, присевшего на фюзеляж самолета, а вокруг открывается величественный вид на Днепр и златоглавые купола Киево-Печерской лавры.

Памятник Леониду Быкову в Киеве
Памятник Леониду Быкову в Киеве

В честь Леонида Федоровича названы бульвар в Киеве и улица в Харькове, на фасаде Харьковского театра имени Шевченко установлена мемориальная доска, а одну из стен здания в центре города украшает мурал с его изображением.

Позывной «Маэстро» сегодня принадлежит герою России, генерал-лейтенанту авиации Николаю Федоровичу Гаврилову, легендарному летчику, прошедшему Афганистан и Чечню и впервые посадившему вертолет на Северном и Южном полюсах.

Дополнительно

О знаменитости

Карьера: актер, режиссер, сценарист

Дата рождения: 12 декабря 1928 г. (Стрелец)

Дата смерти: 11 апреля 1979 г.

Место рождения: Донецкая область, СССР

Рост: 163

Семейное положение: был женат

Биография

Леонид Быков — заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР, откуда и происходил родом. В его творческой биографии не наберется и трех десятков актерских ролей. Плюс работы по озвучиванию картин, 7 фильмов, которые Быков срежиссировал, и еще 4, к которым написал сценарии. Но чуть ли не каждая кинолента, в титрах которой значилось имя Леонида Федоровича, приобретала всесоюзную популярность и становилась советской классикой.

Детство и юность

Легендарный советский актер, режиссер и сценарист Леонид Быков родился в деревушке Знаменке, расположенной в Донецкой области. Родители Федор Иванович и Зинаида Панкратовна — потомственные рабочие. Когда мальчику было 10 лет, семья перебралась в поселок Прокатчиков на окраине Краматорска, где и вырос Леонид.

Несмотря на то, что на сцену местного Дворца культуры Быков начал выходить еще подростком, главной мечтой будущего актера было стать летчиком. В 1943 году, пририсовав в анкете пару дополнительных лет, Быков пробует поступить в школу военных летчиков, но обман раскрылся, и юношу не приняли.

Через 2 года Леонид повторил попытку, был зачислен в ленинградскую 2-ю спецшколу для летчиков, но еще до начала учебы перестал быть курсантом, так как с окончанием войны учебное заведение расформировали. Тогда Быков вернулся к детскому увлечению театром и подал документы в Киевский государственный институт театрального искусства, но и там его ждал отказ, вероятно, по причине маленького роста (163 см).

Стать студентом актерского факультета Леониду удалось только в Харьковском театральном институте, по окончании которого он 9 лет выходил на сцену Харьковского академического украинского театра имени Шевченко. Дебютной и сразу очень яркой была роль стиляги в комедии «Улица трех соловьев, 17».

В 1960 году Леонид Федорович переезжает в Ленинград по приглашению студии «Ленфильм», где восходит его звезда как киноактера. В последний год 60-х он соглашается сменить обстановку и уезжает в столицу Украины. Там становится ведущим актером и режиссером киностудии имени Довженко, а также пишет сценарии для сатирического киножурнала «Фитиль».

Сам Быков, по воспоминаниям дочери, впоследствии смену киностудии посчитал большой ошибкой, так как морально не чувствовал себя своим в коллективе из-за прямолинейности характера и открытого высказывания собственного мнения.

В киевской студии Леониду не выделили рабочего кабинета. Знаменитый режиссер сидел в коридоре, в кресле под пальмой, куда курящие сотрудники втыкали бычки. Поговаривали, что, когда растение попробовали переставить в другое место, оно едва не зачахло без никотиновой подпитки. Крохотной комнатушкой, которую и кабинетом не назовешь, Быков обзавелся только к завершению фильма «В бой идут одни “старики”».

Фильмы

Практически вся фильмография Леонида Быкова входит в золотой фонд советского кинематографа. Его дебют состоялся в производственной мелодраме «Судьба Марины», а затем последовали искрометные кинокомедии «Укротительница тигров» и «Максим Перепелица».

Сменить комедийное амплуа помогли роли в «Майских звездах», «Чужой родне», в экранизации романа Юрия Германа «Дорогой мой человек». В 1958 году Алексей Баталов пригласил Быкова в «Шинель» по произведению Николая Гоголя. О таком масштабе актер даже и не мечтал, но так и не сыграл. Главная роль прославила тогда Ролана Быкова, а Леонида на съемки не отпустили в театре.

Очень высоко была оценена военная киноповесть «Добровольцы», представляющая собой эпопею в стихах о жизни комсомольцев, в том числе героя Быкова — Алеши Акишина. Еще большую известность ему принесла картина «Алешкина любовь», в которой он продемонстрировал талант актера-романтика, создав образ интеллигентного, наивного геолога с душой влюбленного Ромео.

В 1964 году Быков пробует себя и в режиссуре. Первый опыт на этом поприще — короткометражка «Как веревочка ни вьется…», созданная в тандеме с Гербертом Раппопортом. Ленту не заметили ни зрители, ни критики, но это автора не остановило. В комедии «Зайчик» он смог объединить легкость развлекательного жанра с философскими вопросами о нравственности и порядочности, таким образом создав очень сильную кинокартину.

Самый большой успех Леонида Быкова ожидал в 70-е годы. Сначала на весь Советский Союз прогремела военная драма «В бой идут одни “старики”», снятая по его собственному сценарию, а позднее — еще одна военная лента «Аты-баты, шли солдаты…». Для многих современных зрителей Быков ассоциируется именно с ролями командира эскадрильи Титаренко по прозвищу Маэстро и ефрейтора Виктора Святкина с позывным Сват.

Эти две знаменитые картины Быкова вышли на экраны с разницей в 3 года и стали последними фильмами, вышедшими при жизни артиста. «Стариков» автор представил на кинофестивале в Баку. Жюри присудило фильму первый приз, равно как и «Калине красной» Василия Шукшина. Леонид лично отказался от премии в пользу коллеги, которого тогда не знал. С тех пор режиссеры стали друзьями не разлей вода.

С этой лентой связан еще один примечательный факт. В те годы труд редакторов на студиях по непонятным причинам оценивался намного ниже, чем вклад исполнителей ролей, операторов и прочих создателей. Быков же выписал им премии, превышающие месячный оклад. Впоследствии и другие режиссеры перестали обходить редакторов стороной.

Леонид сам проводил отбор актеров, причем делал это деликатно, чтобы не оскорбить людей. Он настоял на участии в картине Алексея Смирнова, поскольку по-сыновнему очень любил старшего товарища. Актер, снявшийся в роли авиамеханика Михалыча, ушел из жизни в мае 1979-го, не пережив известия о гибели Быкова.

Как и другие актеры, Леонид Федорович самостоятельно исполнял песни в фильмах. В силу стилистических особенностей советского периода песни и вокальные партии присутствовали почти в каждом фильме.

Кроме того, военная драма «В бой идут одни “старики”», которая стала самой популярной картиной Быкова, снята как музыкальный фильм, поэтому недостатка в песнях в его главной киноленте не было. Музыкальный формат картины грамотно переплетен со сценарием: Быков сыграл роль капитана эскадрильи, которую прозвали поющей.

В 1978 году Леонид Федорович начал снимать новый фантастический фильм «Пришелец» по повести Евгения Шатько «Пришелец-73», в котором должен был сыграть инопланетянина Глоуза. Уже была смонтирована часть материала и даже продемонстрирована кинокритикам, но из-за трагических событий съемки заканчивались режиссером Борисом Ивченко, сменившим весь актерский состав. Фильм вышел под названием «Звездная командировка» и особого успеха не имел.

Личная жизнь

«В личной жизни закрыт, как обратная сторона луны».

Так отзывались коллеги актера, о котором мечтала женская часть киностудии имени Довженко. Единственной любовью Леонида Быкова была жена Тамара Константиновна, в девичестве Кравченко. Как вспоминают их дети, пара до последних дней сохраняла трепетное отношение друг к другу и собственным примером показывала, что такое настоящая любовь.

Первый ребенок супругов, девочка, умерла в младенчестве. Затем появились сын Лесь (по паспорту Александр) и дочь Марьяна. Сын доставлял родителям немало проблем. Служба в армии закончилась комиссованием с диагнозом шизофрения, позднее парень связался с дурной компанией, участвовал в ограблении магазина. Леонид спас его от тюрьмы, а сам заработал второй инфаркт.

После смерти отца Лесь не выдержал эксплуатации знаменитого имени и иммигрировал в Канаду, где живет сейчас с женой и четырьмя сыновьями. И живет по завещанному Быковым принципу:

«Ничего не проси, не своди счетов, не унижайся. Люби людей и цени жизнь — самое ценное, что существует в природе. И хотя спидометр постоянно отсчитывает расстояние к смерти, все-таки жизнь — это чудо! С болью и радостью, с горем и счастьем. И человек просто обязан прожить ее достойно…».

По словам Марьяны, власть сломала судьбу молодому и вполне здоровому парню, чтобы хоть как-то достать знаменитого актера и режиссера, который не боялся партийной номенклатуры и говорил правду в глаза.

Марьяне с матерью 8 лет пришлось переезжать с места на место. В итоге женщины обосновались в Киеве. Дочь Быкова устроилась редактором на студии Довженко. Тамара Константиновна умерла в 2010-м.

Смерть

11 апреля 1979 года Леонид Быков возвращался с дачи на машине, недавно купленной белой «Волге», и на трассе Минск — Киев, возле поселка Дымер, попал в автомобильную катастрофу. Актер хотел обогнать ехавший перед ним трактор и, выехав на встречную полосу, влетел в грузовик. Полученные при столкновении травмы и стали причиной смерти. На момент гибели знаменитому артисту было 50 лет.

По факту ДТП проводилось тщательное расследование. Молодой водитель грузовика ГАЗ-53, с которым столкнулся актер, даже готовился отправиться в тюрьму, но следствие установило, что он невиновен. Столкновение произошло из-за ошибки актера. Также рассматривались теории, что Быков вел автомобиль пьяным или что у актера начались проблемы с сердцем. Но следственные эксперименты и проверки показали, что Леонид был трезв и здоров и до последних мгновений нажимал на тормоз.

Судя по жуткому фото с места аварии, спастись шансов не было. Хотя следователь и автоэксперты говорили, что Леониду Федоровичу попросту не хватило времени среагировать, случился своеобразный «синдром неопытного водителя».

Леонид Быков оставил завещание, адресованное друзьям, следующего содержания:

«Пусть кто-то один скажет слово “прощай”, и все. Не надо цирка, называемого почестями. После этого “дерболызните” кто сколько может. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет “Смуглянку” от начала и до конца…».

Похороны прошли по этому сценарию, который оставил актер. Леонид Быков также просил родственников не выставлять гроб в Союзе кинематографистов и не устраивать массовое прощание, а позвать только друзей и близких. Поэтому на траурную церемонию пригласили только узкий круг друзей и коллег, а актеры, игравшие с Леонидом Быковым в картине «В бой идут одни “старики”», сквозь слезы исполнили его любимую песню.

Могила Леонида Быкова находится на Байковом кладбище, в Киеве (участок № 33, на границе с участком № 49).

В память о большом вкладе Быкова в искусство и культуру в родном городе актера Краматорске был установлен бронзовый бюст. В Киеве памятник Леониду Быкову поставили в образе Маэстро из «В бой идут одни “старики”», присевшего на крыло собственного самолета. Также в столице Украины именем актера назван бульвар, а на киностудии Довженко снят биографический фильм «…которого любили все».

Фильмография

  • 1954 — «Укротительница тигров»
  • 1955 — «Максим Перепелица»
  • 1958 — «Добровольцы»
  • 1958 — «Ссора в Лукашах»
  • 1958 — «Дорогой мой человек»
  • 1960 — «Алешкина любовь»
  • 1964 — «Зайчик»
  • 1968 — «Разведчики»
  • 1973 — «В бой идут одни «старики»
  • 1977 — «Аты-баты, шли солдаты»