Леонид Парфенов

0
29

Биография Леонида Парфенова

Леонид Парфенов – талантливый российский журналист, современная медийная легенда, писатель и сценарист, создатель проектов «Намедни» и «Российская империя», автор YouTube-канала «Парфенон». Режиссер-документалист, общественный деятель. Пятикратный обладатель премии ТЭФИ, награжден Союзом журналистов России премией «Зворыкина-Муромца» в номинации «неизменная штучная работа на фоне конвейерного телевидения». Обладатель «Золотого пера».

На фото: Леонид Парфёнов
На фото: Леонид Парфёнов

Детство и юность: Череповец – Ленинград

Леонид родился зимой 1960 года в семье инженера-металлурга Геннадия Парфенова и историка Альвины Шматининой из Череповца. Отец, Геннадий Викторович, трудился на Череповецком металлургическом комбинате главным специалистом по электротехническим сталям, а мама была учителем истории в школе. Спустя 6 лет после рождения Леонида в семье появился еще один ребенок, Владимир.

Леонид Парфенов в детстве
Леонид Парфенов в детстве

Свое детство Леонид в одном из интервью назвал бедным. Парфеновы жили в хрущевке, о покупке телевизора даже речи не шло. В квартире круглые сутки работало радио, а на небольшой этажерке, подаренной соседями, стояли мамины книги по истории. Они очень интересовали маленького Леню, а в особенности его внимание приковывал томик Василия Ключевского. Острая тяга к истории появилась у будущего журналиста уже тогда, в раннем детстве. Леонид бесконечно задавал маме вопросы, на которые она терпеливо отвечала.

Часто Леню отправляли к дедушке с бабушкой в деревню Улома на Вологодчине. Ему нравилось, что в доме у стариков царила добрая и шутливая атмосфера, хотя мамины родители и были с ним строги, не давая внуку спуску.

Школа, в которую Леонид пошел в конце 60-х, ему нравилась мало. Мальчик ничего не понимал в точных предметах и постоянно списывал домашние задания у одноклассниц. Зато по гуманитарным предметам ему не было равных, из-за чего Леня прослыл в классе задавакой.

Леонид Парфёнов в школьные годы
Леонид Парфёнов в школьные годы

Леонид делал успехи в писательстве уже со средних классов. Так, в 1973 году Парфенову была вручена грамота от газеты «Пионерская правда» как лучшему юному корреспонденту на Всесоюзном слете в Артеке. Спустя 2 года, посмотрев картину «Сто дней после детства» Сергея Соловьева, Парфенов написал большую статью, посвященную этому фильму. Позже она была отправлена на соискание Государственной премии.На момент окончания школы Парфенов все еще не смыслил в технических предметах. О сдаче выпускных экзаменов журналист вспоминал так:

На выпускном мне попался конденсатор, я нарисовал прямоугольник – тут контакты, тут плюсик-минусик, и все, больше ничего не могу. Рассказал, что первым конденсатором была лейденская банка – запомнил, потому что в параграфе это была единственная гуманитарная фраза. Дальше вывалил все, что знал про город Лейден. На что мне сказали – блестящее вступление, переходите к ответу. А мне нечего сказать…

Кое-как выпускные экзамены Леонид все же сдал и в 1977 году уехал в Ленинград, став студентом факультета журналистики в университете имени Андрея Жданова (ныне СПбГУ). Заселился Парфенов в общежитие вместе с болгарами, поэтому в скором времени уже свободно разговаривал на их языке. В студенческие годы Леонид не раз публиковал свои статьи в советских газетах и журналах — его печатали в «Правде», «Московских новостях», «Красной звезде» и «Огоньке». На одном из курсов Парфенову удалось побывать на стажировке в ГДР.

Леонид Парфёнов в юности
Леонид Парфёнов в юности

В 1982 году, по окончании вуза, Парфенов был направлен на должность корреспондента в газету «Вологодский комсомолец», где активно публиковал обзоры про молодежную культуру и искусство. Также в середине 80-х Леонид успел поработать на череповецком телевидении, где ему удалось взять интервью у известного политолога Александра Бовина, музыкального критика Артемия Троицкого, и лидера популярной в те времена группы «Магнетик бэнд» Гуннара Граапса.

Леонид помог супруге издать книгу по кулинарии, которую она написала, полагаясь на собственный опыт ведения кулинарной программы «Счастье есть!» на Первом канале. Вместе они также написали и издали книгу заметок о телевидении «Нам возвращают наш портрет», а позже, в 2019 году, Елена стала вести авторскую колонку в газете «КоммерсантЪ».

В отличие от мужа, Чекалова более активно ведет страничку в Instagram, делится радостями и рассуждениями со своими подписчиками, а также дает советы по приготовлению тех или иных блюд.

Леонид Парфенов сейчас

В феврале 2020 года в екатеринбургском Ельцин-центре журналист представил на суд публики свою новую работу. Документальный фильм «Русские грузины» он посвятил знаковым личностям грузинской национальности, повлиявшим на события и развитие истории России. Подобное кино незабвенный Зиновий Гердт называл «собиранием незабудок на минном поле», но Парфенов не обращает внимания на государственные отношения между странами:

В случае с «Русскими грузинами» мне как-то вообще без разницы официальные отношения между Россией и Грузией. Я с государством не работаю, отношения к официальным контактам не имею…Эти барьеры не для меня совершенно.

Также в 2020 году на канале «Дождь» вышло большое интервью Парфенова, в котором он рассуждает о том, как меняется мир во время коронавируса, каким он будет после него. В фильме Леонид пытается разобраться и с тем, что будет в случае «обнуления» президентских сроков и новыми конституционными поправками, с чем люди придут на голосование после самоизоляции и карантинных мер.

Леонид Парфенов в 2020
Леонид Парфенов в 2020

Дополнительно

О знаменитости

Карьера: режиссер, журналист, телеведущий

Дата рождения: 26 января 1960 г. (Водолей)

Место рождения: Череповец, Россия

Рост: 165

Семейное положение: женат на Елена Чекалова

Биография

Леонид Парфенов известен как оппозиционный общественный деятель, звезда современной тележурналистики и борец за народные права. Он автор документальных фильмов о популярных деятелях культуры, спорта, политики и исторических событиях 20 века.

В 2018-м ко всем этим характеристикам добавилась еще одна — бывший телеведущий стал блогером на YouTube.

Детство и юность

Парфенов Леонид Геннадьевич родился в 1960 году в городе Череповце, районном центре Вологодской области. Через 6 лет там же появился на свет его младший брат Владимир. Отец мальчиков работал инженером на заводе, мама – учительницей. Парфенов признавался, что детство в Череповце было хоть и обеспеченным, но ужасающе скучным. Отец часто брал сына на охоту, но, кроме этого, радостей у Парфенова-младшего было мало.

В школе мальчику не с кем было общаться, ведь еще в раннем возрасте Леонид увлекся литературой и к 7-му классу имел уже очень приличный интеллектуальный багаж. В маленьком районном центре просто не нашлось подростка, способного потягаться с Леней в эрудиции. Тем не менее, учился Парфенов плохо, ему никак не давались точные науки.

Уже в 13 лет Леонид писал в районные газеты обширные и серьезные статьи. За одну из них подросток получил роскошную награду: поездку в знаменитый детский лагерь Советского Союза «Артек», где познакомился с такими же юными энтузиастами. Даже находясь в Крыму, Парфенов продолжал писать в местную газету, высказывая интересную и самобытную позицию по поводу задач современных подростков, в то время как сверстники предпочитали проводить время в отдыхе и коллективных развлечениях.

Родители постепенно смирились с решением сына стать журналистом. Но даже им было трудно поверить, что амбициозный Леонид выберет Ленинградский государственный университет имени Жданова. Сам Парфенов нисколько не сомневался в собственных силах и легко прошел вступительные экзамены. С тех пор для Леонида началась новая жизнь.

Парень мгновенно влился в культурную жизнь Ленинграда, кардинально изменил гардероб и завел множество полезных знакомств. Подружившись со студентами-болгарами, Парфенов получил возможность ежегодно отдыхать за пределами СССР и поначалу был шокирован открывшимся перед глазами пластом культуры.

Еще больше студента поразило осознание того факта, насколько плотным был информационный фильтр, не допускавший до жителей Советского Союза ничего «западного». И эти открытия заставили Леонида Парфенова усомниться, что он хочет жить при существующем положении вещей.

Телевидение

В 1982 году, после стажировки в ГДР, журналист Парфенов покинул стены альма-матер и по распределению вернулся обратно в Череповец, где молодому специалисту предстояло проработать следующих 4 года. Постепенно статьи Леонида начали появляться в столичных изданиях, а сам молодой человек за полтора года перевелся из газеты на местное телевидение. Это был небывалый успех для недавнего выпускника университета, тем более что навыкам телеведущего и диктора Леонид Парфенов нигде не обучался.

В 1986 году Эдуард Сагалаев, главный редактор программ для молодежи ЦТ Советского Союза, пригласил Леонида в столицу в качестве специального корреспондента. Разумеется, Парфенов не мог отказаться от такого шанса. 2 года журналист работал в телепередаче «Мир и молодежь» и сотрудничал с несколькими другими программами на ЦТ.

А в 1988 году молодого человека пригласили в только что созданную Анатолием Малкиным и Кирой Прошутинской телевизионную компанию «АТВ». Там Леонид Парфенов познакомился с Игорем Угольниковым и Валдисом Пельшем, Алексеем Кортневым и другими, позднее ставшими знаменитыми коллегами, менявшими облик советского телевидения на стыке десятилетий.

Через год тележурналисту доверили вести авторскую информационную передачу «Намедни», впоследствии сделавшую Леонида известным на весь Советский Союз.

Что формат программы, что поведение ведущего в эфире были неожиданно смелыми, даже вызывающими. Реалии нового, позднего советского времени требовали иного формата, и Леонид сумел создать картинку, которая нравилась зрителю. Однако уже в следующем году телеведущий отстранен за слишком резкие высказывания в сторону отставки видного политического деятеля Эдуарда Шеварднадзе.

Немилость продлилась недолго и в целом прошла почти незаметно для карьеры Леонида. К тому же после развала СССР, благодаря появившейся свободе слова, образовались множество газет, журналов, радиостанций и телестудий. Талантливому журналисту было из чего выбирать. В том же 1991 году Парфенов присоединился к телекомпании “ВИD”, созданной Владиславом Листьевым.

В 1993 году телеведущий начал сотрудничество с еще одним новичком среди телекомпаний — НТВ. Там журналист воскресил свое любимое детище, ранее закрытый проект «Намедни». 1994-й закончился для Парфенова первой в профессиональной биографии премией “ТЭФИ” за придуманную им передачу «НТВ — новогоднее телевидение».

В следующем году Леонид присоединился в качестве ведущего к ток-шоу «Герой дня», формат которого подразумевал интервью в прямом эфире с видными российскими деятелями культуры и политики. Тогда же Парфеновым в соавторстве с Константином Эрнстом было придумано новогоднее шоу «Старые песни о главном», стремительно завоевавшее популярность зрителей постсоветского пространства. Парфенов и Эрнст тонко сыграли на желании аудитории увидеть новое и непривычное, соединив в одной передаче популярных звезд, новый для российского телевещания формат мюзикла и с детства знакомые целевой аудитории советские песни.

С 1997 по 1999 годы Леонид состоял в совете директоров телеканала, а также являлся генеральным продюсером. Телепроект «Намедни» преобразился в цикл документально-исторических фильмов. Всего вышли 16 серий в рамках проекта «Российская империя».

Сериал охватывал жизнь России с 1697 по 1917 годы и был посвящен правителям государства от Петра Первого до Николая Второго. Фильмы выходили до середины 2004 года, пока Парфенова не уволили с НТВ. Тогда журналист начал сотрудничать с Первым каналом, для которого создавал документальные фильмы.

Восторг зрителей и критиков вызвала картина «Цвет нации», посвященная родоначальнику цветных фотоизображений и издателю журнала для поклонников этого вида искусства Сергею Прокудину-Горскому. Фильм рассказывал не столько о человеке, сколько о том, что потеряла Россия с начала 20 века, начиная от памятников архитектуры и заканчивая духовными ценностями.

К 200-летнему юбилею писателя Николая Гоголя телеведущий снял фильм «Птица Гоголь», рассказывающий об авторе «Носа» и «Ревизора» как об авангардисте своего времени. Отрывки произведений читали Олег Табаков, Земфира, Евгений Миронов.

Героями документальных рассказов Леонида становились Галина Волчек и Людмила Зыкина, Олег Ефремов и Михаил Горбачев, Геннадий Хазанов и Владимир Набоков. «З00 лет Новому году» посвящен истории появления праздника в России. «Гамбит. На месте событий» послужил своеобразным предисловием к фильму по книге Бориса Акунина, режиссер и автор романа прошлись по полям сражений Русско-турецкой войны.

«Хребет России» — повествование об Уральском регионе, снятое в формате роуд-муви в соавторстве с писателем Александром Ивановым. Это автор романов «Географ глобус пропил», «Общага-на-крови», «Сердце пармы», по которым уже сняты и в ближайшем будущем появятся новые художественные ленты.

С тех пор Леонид успел выпустить несколько книг-альбомов, поработать главным редактором новостного журнала, сняться в клипе на песню «Рэп-молебен в поддержку веры» и начать тесное сотрудничество с информационным телеканалом «Дождь». Здесь мужчина стал соведущим программы «Парфенов и Познер», затем тележурнала «Парфенов», оба проекта продержались меньше года.

За самоотверженную работу в сфере телевещания Леонид Геннадьевич в 2010 году получил премию имени Влада Листьева, с которым в 90-х годах успел поработать.

Леонид Парфенов неоднократно отмечен наградами со стороны как коллег, так и благодарной аудитории. Вряд ли найдется еще хоть один журналист, который за 15 лет 4 раза получил премию “ТЭФИ”.

В январе 2016 года Парфенов присоединился к образовательному проекту «Открытый Университет», для которого подготовил урок об ответственности элит и новом языке медиа.

Весной 2016-го анонсирован первый фильм нового документального проекта Парфенова «Русские евреи». В трилогии речь идет о влиянии русскоговорящих евреев на историю всего мира. Первая серия проекта охватила 1918-1948 годы. Специфическая тема фильма тут же подняла вопрос о национальности журналиста. Автор никак не комментировал интерес к своим корням и называет себя русским журналистом.

Мужчина заявил, что проект о евреях – только начало, впоследствии планируется снять фильмы о русских немцах и грузинах, нациях, которые вместе с евреями, по теории Леонида, стали основными, смешавшимися с русским народом.

В 2017 году ведущий презентовал фильм «Русские евреи. 1918-1948» в Риге. Вскоре канал RTVI (бывший «НТВ–Интернешнл») представил новую развлекательную программу – «Намедни в караоке». Парфенов и гости студии вспоминали и напевали хиты прошлых лет.

Сейчас Парфенова не видно ни на одном телеканале. Как признался в интервью сам журналист, он нигде официально не трудоустроен, но в формате самозанятости работает так много, как не делал этого в телестудиях. Кроме того, телеведущий входил в число советников президента РФ в области обеспечения прав и свобод граждан.

Книги

В 2008 году Леонид стал лауреатом премии «Лучшая книга журналиста» за серию «Намедни. Наша эра. События, люди, явления». Год спустя получил приз «Книга года» от агентства «Роспечать». Писателем Парфенов себя не считает, поскольку у него только 2 профессии – журналист и телеведущий.

«А книга – это журналистика в твердом переплете».

В основу изданий лег телепроект «Намедни». В первых 6 томах прослеживалась поступательная хронология: каждому десятилетию от 60-х до середины 2000-х отводилось по книге. Затем – обращение в предвоенные годы. Леонид пояснил, что в России 21 века не осталось почти ничего от «советскости» и забываются уроки прошлого.

Цикл «Российская империя» посвящен периоду от Петра Первого до Октябрьской революции. Автор вновь объехал места, в которых побывал, представляя зрителям одноименный сериал, расширил и дополнил материал.

«Литература про меня. Леонид Парфенов» вышла в цифровом аудиоформате. В книге телеведущий отвечал на вопросы писателя и колумниста Дмитрия Быкова о работе на телевидении, школьных друзьях, музыкальных вкусах и прочих сторонах жизни.

Вместе с супругой Еленой Леонид выпустил сборник рецептов «Ешьте!», где собраны кулинарные хиты, от простых до требующих терпения в приготовлении. На Парфенове лежала обязанность подбирать иллюстрации.

Личная жизнь

С женой Еленой Чекаловой Парфенов познакомился благодаря профессии. Увидев в газете статью Леонида, журналист Чекалова загорелась желанием увидеть воочию талантливого юношу. Подруга пришла к Лене в гости и за компанию привела Парфенова. С тех пор начался роман, закончившийся свадьбой в 1987 году.

Чекалова работала на Первом канале, вела в программе «Утро» кулинарную рубрику «Счастье есть!». В конце 2013-го женщину уволили, по словам Елены, за политические взгляды супруга и за поддержку Алексея Навального, баллотировавшегося в мэры Москвы. Но в глаза об этом, конечно, не сказали. Да еще и на сайте разместили недостоверную информацию: якобы у телеведущей другие проекты. Это, пожалуй, единственный раз, когда семья Парфенова привлекла внимание прессы. Личная жизнь журналиста ни в молодости, ни спустя годы брака не становилась источником слухов и сплетен.

У супругов двое взрослых детей — сын и дочь. Иван окончил университет в Милане и работает, по одним источникам, в РИА «Новости», по другим – развивает азиатское направление в коммуникационном холдинге «Апостол», гендиректором которого одно время значилась Тина Канделаки. Мария училась в Лондоне, на факультете СМИ и социологии Городского университета, занимается семейным ресторанным бизнесом.

В 2015-м Леонид Парфенов породнился с банкиром Михаилом Бройтманом: Иван женился на дочери предпринимателя Марии, выпускнице лондонской Architectural Association School of Architecture. Свадьбу отпраздновали по еврейским обычаям. Фото с торжества и последующего медового месяца опубликовали глянцевые издания. Через 3 года журналист стал дедом.

Леонид Парфенов сейчас

В интервью на «Эхо Москвы» в 2017 году Леонид Парфенов сказал:

«Либо я не нужен «Ютубу», либо «Ютуб» не нужен мне, но по какой-то причине эта история не срастается».

В 2018-м, видимо, все «срослось», и журналист открыл собственный канал. С названием не мудрствовал, обыграл фамилию – «Парфенон». Ярко и узнаваемо. Ролики Леонид Геннадьевич именует дневником событий за неделю. Первый выпуск за пару дней набрал свыше 500 тыс. просмотров.

Помогают Парфенову продюсер Илья Овчаренко, бывший менеджер ВГТРК и «Рамблера», и соведущий Валентин Петухов, которого Интернет-сообщество знает под ником Wylsacom. Коллег Леонид удивляет тем, что отвечает на комментарии пользователей, что по большому счету в Сети мало кто делает.

Взлет популярности блога обеспечила личность журналиста, считает Илья. Парфенов умеет подать информацию так, что зритель по ту сторону экрана становится собеседником. К слову, сам владелец канала в интервью «Дождю», данном в январе 2019-го, назвал деятельность на YouTube не блогерством, а именно журналистикой.

«Парфенон» превратился не только в способ самовыражения бывшего телеведущего. В СМИ приводилась оценка исследовательского агентства блогеров, предположившего, что создатель канала заработал за год 22,9 млн руб. К этим словам сам Парфенов отнесся спокойно:

«Я не суммировал. Даже те деньги, которые там были названы, невелики. Вообще деньги там не сумасшедшие, мягко говоря. И материальный стимул для меня самый слабый».

Нынешнее телевидение Леониду не интересно ни как зрителю, ни как специалисту, разбирающемуся в процессе создания контента. Поэтому телевизор журналист не смотрит, а резонансную новость или фильм можно раздобыть в Интернете.

Фильмография

  • «Намедни 1961—2003: Наша эра»
  • «300 лет Новому году»
  • «И лично Леонид Ильич»
  • «Цвет нации»
  • «Современница» (о Галине Волчек)
  • «Он пришел дать нам волю» (о Михаиле Горбачеве)
  • «Живой Пушкин»
  • «Жизнь Солженицына»
  • «Русские евреи»

Библиография

  • «Ешьте!»
  • «Намедни. Наша эра. 1946—1960»
  • «Намедни. Наша эра. 1961—1970»
  • «Намедни. Наша эра. 1971—1980»
  • «Намедни. Наша эра. 1991—2000»
  • «Российская империя. 1689—1762. Пётр I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна»
  • «Российская империя. 1762—1801. Екатерина II, Павел I»
  • «Российская империя. 1801—1855. Александр I, Николай I»