Николай Рыбников

0
37

Биография Николая Рыбникова

Николай Рыбников – один из самых любимых зрителями советских актеров пятидесятых – шестидесятых годов. Амплуа рабочего парня из глубинки прочно закрепилось за ним, хотя Рыбников не раз доказывал многогранность своего таланта. Но поклонники до сих пор помнят именно Сашу Савченко из «Весны на Заречной улице» и Николая Пасечника из «Высоты», Илью Ковригина из «Девчат». Герой своего времени – улыбчивый, бесстрашный и честный, актер стал народным артистом РСФСР в 1981 году. Ушел из жизни от сердечного приступа в 1990 году, совсем немного не дожив до 60-летия.

На фото: Николай Рыбников
На фото: Николай Рыбников

Детство, юность, семья

Коля родился зимой 1930 года в семье Николая и Клавдии Рыбниковых из города Борисоглебска Воронежской области. Родители уже воспитывали его старшего брата Вячеслава. Отца Коли, тоже Николая Николаевича, в разных источниках называют то театральным актером, то железнодорожником, то заводским слесарем. Нет точных сведений и о его судьбе: по одним данным, он ушел на фронт в начале войны и там погиб, по другим, был демобилизован по ранению в 1944 году и приехал в Сталинград к семье, где умер, не дожив до победы.

Николай Рыбников в детстве
Николай Рыбников в детстве

В Сталинграде жила сестра мамы Коли, Клавдии Александровны. Женщина решила переехать туда с детьми в самом начале войны: ей казалось, что там будет безопаснее. Точных данных о ее гибели тоже нет. Есть версия, что женщина слегла, получив похоронку на мужа, и вскоре умерла. По другим сведениям, погибла под бомбежкой.

Так или иначе, Вячеслав и Николай остались сиротами. Когда нацисты стали бомбить город, людей охватила паника. Многие сгорели заживо. Как позже рассказывала актриса Инна Макарова со слов самого Рыбникова, жители, и 11-летний Коля с ними, выбирались из горящего Сталинграда вплавь через Волгу на всем, что держалось на воде:

…Волга горела, так как по реке текли ручьи горящей нефти. И Николай в свои одиннадцать лет чудом перебрался на другой берег. Он не умел плавать, пришлось цепляться за плывущие на тот берег лодки, а люди в лодках били его по рукам, спасаясь сами. И вот все пережитое им и все детские впечатления от кружащей вокруг смерти… и радость спасения вложили в него какой-то неведомой силы заряд духовного свойства, который никогда не перестает и только всегда его радует. И любовь к жизни всегда распирает его!

Когда закончилась война, Николай вернулся в Сталинград, окончил местную железнодорожную школу, а затем пятую мужскую гимназию. Там он впервые стал выходить на сцену с выступлениями, а позже стал работать в местном драмтеатре. И хотя юноша был всего лишь разнорабочим и иногда играл во вспомогательном составе, у него была возможность бесплатно пересмотреть весь театральный репертуар и укрепиться во мнении, что он и сам сможет стать актером.

Но прежде чем в 1948 году отправиться в Москву, Николай два года проучился в сталинградском мединституте, пока окончательно не убедился, что нужно следовать призванию. Он забрал документы, уехал в столицу, стал студентом ВГИКа, где курс набирали прославленные Сергей Герасимов и Тамара Макарова.

Творческий путь

Преподаватели отмечали юношу как универсального актера: ему давались как драматические, так и комедийные роли. На студенческой сцене он был и пушкинским Дон Гуаном или графом Александром Бенкендорфом, и шекспировским Гамлетом или Ромео. Наиболее убедителен он был в роли Петра Великого.

Николай Рыбников в юности
Николай Рыбников в юности

Еще одним талантом Рыбникова, который едва не стал для него губительным, был талант пародиста. Особенно ярко ему удавался «правительственный голос» диктора Юрия Левитана. В общежитии подмосковного Бабушкина студенты приспосабливали к радиоприемнику микрофон, с которым Николай прятался в шкаф. Как только приемник «включали», Рыбников транслировал очередное «правительственное сообщение».

Однажды подобное сообщение попало в общую радиосеть. Поскольку времена были еще сталинские, такие шутки не проходили мимо компетентных органов. Чтобы спасти лучшего своего студента от более серьезных последствий, руководитель курса предложил исключить «Левитана» из института, а как только история утихла, Рыбникова восстановили.

Кадр из фильма «Команда с нашей улицы» (1951)
Кадр из фильма «Команда с нашей улицы» (1951)

На последнем курсе института Николай уже начал сниматься в кино, правда, первые его роли и фильмы «Сельский врач», «Команда с нашей улицы», «Таинственная находка» и «Тревожная молодость», где он сыграл Котьку Григоренко, успеха не принесли. Зрители приняли их довольно прохладно.

Николай Рыбников в молодости
Николай Рыбников в молодости

Гораздо теплее была воспринята драма Михаила Швейцера «Чужая родня» (1955), где Рыбников сыграл главную роль Федора Соловейкова. Его молодую экранную жену, погрязшую в мещанском быте, сыграла Нонна Мордюкова. На роль сельского механизатора пробовались многие актеры, фамилия Николая в списке стояла последней, но именно его утвердили.

Николай Рыбников и Нонна Мордюкова на съемках «Чужой родни»
Николай Рыбников и Нонна Мордюкова на съемках «Чужой родни»

После этого он снялся вместе с Тамарой Макаровой в оптимистичной драме Яна Фрида «Дорога правды», воплотив на экране второстепенную, но важную роль Коренькова. В этой же картине появились Людмила Гурченко и Алла Ларионова, в которую он был влюблен еще с ВГИКа.
Ошеломительный успех и признание пришли к актеру вместе с ролью сталевара Саши Савченко в мелодраме Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице» (1956). Вчерашний студент проснулся знаменитым, девушки со всего Советского Союза засыпали его письмами, а режиссеры наперебой приглашали на роли «простых работяг из народа».

Кадр из фильма «Весна на заречной улице»
Кадр из фильма «Весна на заречной улице»

Год спустя с Леонидом Быковым, Иннокентием Смоктуновским и Кларой Лучко он снялся в картине Адольфа Бергункера «Рядом с нами», сыграв неожиданную роль инструктора райкома и чинушу Сергея Чумова. Но зрители хотели видеть «своего» героя – улыбчивого, открытого и смелого парня.

И режиссер Александр Зархи вернул поклонникам Рыбникова в полюбившемся зрителям амплуа в своей картине «Высота» (1957). Монтажник-высотник Коля Пасечник стал очередным символом эпохи. Фильм ходили смотреть по три, четыре, пять раз, чтобы снова увидеть актера на экране и услышать от него заветное: «Мы еще такое построим, что с Марса будут смотреть и удивляться».

«Высота»: Николай Рыбников в роли Коли Пасечника
«Высота»: Николай Рыбников в роли Коли Пасечника

И никто не знал, что на съемках Рыбников изодрал руки в кровь, играя сцену спуска по металлическому тросу. А все потому, что не хотел останавливать оператора из-за собственной нерасторопности: забыл надеть перчатки. От коллег лишь отмахивался, никого лишний раз не потревожил и поставленную режиссером задачу выполнил.

Таким же неприхотливым и исполнительным был актер и на съемках знаменитых «Девчат» Юрия Чулюкина. Исполнительница главной роли Тоси Кислицыной Надежда Румянцева вспоминала, что на съемках эпизода с супом, который она разливала при пятидесятиградусном морозе, жидкость замерзала в мисках моментально. Рыбников положил ложку в рот, а вынул ее обратно с куском кожи.

На съемках «Девчат» Рыбников повредил язык
На съемках «Девчат» Рыбников повредил язык

Илья Ковригин – последняя роль актера в его «золотой» фильмографии. Постепенно амплуа рабочего парня стало неактуальным, на экранах потребовались интеллигентные физики и лирики, сам Рыбников не становился моложе и уступал позиции актерам нового поколения.

Кадр из фильма «Девчата»
Кадр из фильма «Девчата»

Николай считал ниже своего достоинства просить для себя роли, хотя его способности едва ли были использованы режиссерами на четверть. Он соглашался на любых героев, но особенно радовался, когда это были не надоевшие ему «бригадиры». Играл заезжего почтальона в «Ведьме», удивил зрителей ролью Денисова в «Войне и мире» Сергея Бондарчука, перевоплотился в Мозглякова в «Дядюшкином сне».

Николай Рыбников в фильме «Война и мир»
Николай Рыбников в фильме «Война и мир»

Творческая биография Рыбникова насчитывает почти пятьдесят ролей, которые он играл с полной самоотдачей. Тем обиднее было, когда фильмы исчезали с экранов, едва появившись, а то и вовсе складывались на полку. Жена Бондарчука Ирина Скобцева метко описала Рыбникова как «актера неиспользованных возможностей».

Кадр из фильма «Люди как реки» (1968)
Кадр из фильма «Люди как реки» (1968)

Нельзя сказать, что он, как его супруга Алла Ларионова, пропал с экранов: он много снимался и в 70-е, и в 80-е, но это были роли чиновинков и военных, отчимом и пенсионеров, соседей и таксистов. Последней ролью актера в кино был трактирщик Никифор в драматичной комедии Дмитрия Астрахана «Изыди!». Вышел он уже после смерти Рыбникова.

Последняя роль Рыбникова («Изыди!»)
Последняя роль Рыбникова («Изыди!»)

Личная жизнь Николая Рыбникова

Легенд о Николае Рыбникове и его предполагаемых романах ходило немало. Но главная правда актера состояла в том, что он был по жизни однолюбом. История его любви к актрисе {ab:266}Алле Ларионовой{/ab – одна из самых трогательных и трепетных из всех подобных историй. Они познакомились на вступительных экзаменах в театральный вуз. Оба попали на курс к одним и тем же педагогам.

Николай Рыбников и Алла Ларион
Николай Рыбников и Алла Ларион

ова}Звезда Ларионовой разгорелась сразу и ярко, тогда как Рыбников стал знаменитым лишь через шесть лет. Он ухаживал за ней сначала робко и неуверенно, она же держала его в ранге друга.

Николай знал о ее увлечениях и романах, однажды, когда их общий сокурсник Вадим Захаренко заявил, что состоит в отношениях с Аллой, у Рыбникова не выдержали нервы. Его практически вынули из петли после того, как он подрался с самоуверенным соперником. Узнав об этом, Герасимов огласил своим криком весь институт, промывая Николаю мозги. Ларионову педагог обозвал жабой, его самого – дураком. Если с последним Рыбников был согласен, то за Аллу вступился, назвав ее красавицей и не виноватой в том, что любит не его. «А раз красавица – завоюй!», – серьезно ответил Сергей Аполлинариевич.

Несмотря на статус суперзвезд, Рыбникова и Ларионова жили самой обычной жизнью
Несмотря на статус суперзвезд, Рыбникова и Ларионова жили самой обычной жизнью

И Николай завоевал. Он слал Алле телеграммы, где бы она ни снималась. Приносил цветы и терпеливо выслушивал очередные истории. Стоически выдержал известие о том, что любимая беременна от другого. И сам предложил расписаться в загсе, чтобы ребенок родился в полноценной семье. Дочка Ларионовой и Ивана Переверзева Алена всю жизнь называла Рыбникова папочкой и никогда не ощущала недостатка его любви, даже когда родилась ее младшая сестра Арина.

Николай Рыбников с детьми
Николай Рыбников с детьми

Вместе с Аллой они прожили тридцать три года, и Ларионова не раз признавалась, что она – счастливая женщина, поскольку ее любит Николай Рыбников. Она всегда была для него Лапусей, до последних дней его жизни.

Смерть

Тяжелее всего актер переживал свою профессиональную невостребованность. Небольшие эпизоды в фильмах и редкие встречи с поклонниками не восполняли его голода по творческому самовыражению. Всё это сказывалось на здоровье.

В середине восьмидесятых Рыбникова положили в больницу, обнаружив какое-то затемнение в легких. Врачи настаивали на удалении одного легкого, но актер отказался. Перестал курить, занялся лечением. Но одновременно сильно прибавил в весе, что давало лишнюю нагрузку на сердце. Его совсем перестали узнавать на улицах, денег отчаянно не хватало.

Николай Рыбников в старости
Николай Рыбников в старости

В 1990 году Николаю Николаевичу предложили работу в совместном советско-американском проекте. Он воспрянул духом: даже небольшая роль давала возможность делать любимое дело, быть в кругу коллег на съемках. Но спустя месяц проект закрыли.

Могила Николая Рыбникова и Аллы Ларионовой
Могила Николая Рыбникова и Аллы Ларионовой

Был октябрь. Рыбников поехал на творческую встречу в Подмосковье, приехав домой, отправился в баню. Вечером поужинал, немного выпил и лег спать. Утром 22 октября Ларионова обнаружила мужа бездыханным. Он умер во сне от сердечного приступа, не дожив до шестидесяти лет совсем немного. Похоронили актера на Троекуровском кладбище, куда через десять лет, умерев точно так же во сне, перебралась и его Лапуля.

Память об актере

Памяти всенародно любимого актера было посвящено несколько документальных фильмов. Леонид Филатов посвятил ему выпуск передачи «Чтобы помнили».

К семидесятилетию Николая Рыбникова Почтой России была выпущена именная марка, а в городе Борисоглебске был установлен памятник Рыбникову у кинотеатра «Победа». Еще один памятник появился в 2013 году в Запорожье.

Памятник Николаю Рыбникову в Борисоглебске
Памятник Николаю Рыбникову в Борисоглебске

Лианой Полухиной об актере и его жене написаны три книги, в числе которых «Любовь на Заречной улице».

Дополнительно

О знаменитости

Карьера: актер, кино

Дата рождения: 13 декабря 1930 г. (Стрелец)

Дата смерти: 22 октября 1990 г.

Место рождения: Борисоглебск, СССР

Рост: 176

Семейное положение: был женат

Биография

Николай Николаевич Рыбников — один из самых ярких советских актеров периода оттепели. Он получил звание заслуженного артиста РСФСР, а позже — народного артиста РСФСР. Его герои — добродушные и ироничные «соседские парни», образ хорошо знакомый каждому советскому зрителю. Песни из кинофильмов с Рыбниковым напевала вся страна, а в кассы кинотеатров выстраивались многочасовые очереди. Несмотря на повальную любовь зрителя, его жизнь в большом кинематографе практически прекратилась уже в начале 70-х.

Детство и юность

Родился Николай Николаевич в Борисоглебске (Воронежская область) 13 декабря 1930 года, по национальности он русский. Его отец, которого тоже звали Николаем Николаевичем Рыбниковым, был актером, играл на сцене Борисоглебского драматического театра, а мать Клавдия Александровна занималась домашним хозяйством. В семье Рыбниковых воспитывались двое детей, у Николая был брат Вячеслав.

С началом Великой Отечественной войны Рыбников-старший ушел на фронт, а мать забрала сыновей и переехала в Сталинград к сестре, посчитав, что там будет безопасно. С фронта им пришла новость о гибели отца. Вскоре после получения трагического известия скончалась и Клавдия Александровна, а детям на время кровопролитных боев пришлось убегать из города. Рыбников вспоминал, что эвакуация шла спешно, а сам он чудом выбрался из горящего Сталинграда вплавь по реке, цепляясь за чужие лодки.

Николай Рыбников вырос в Сталинграде, окончил местную железнодорожную школу. На школьной сцене он стал проявлять талант к актерству. После окончания школы юноша учился в Сталинградском медицинском институте. Через 2 года, окончательно поняв, что медицина не для него, Николай бросил институт и отправился в Москву за мечтой.

Он поступил во ВГИК (группа Тамары Федоровны Макаровой и Сергея Аполлинариевича Герасимова) с первой попытки. Преподаватели говорили, что Рыбников был человеком с большим темпераментом, что соответствовало Стрельцу, его огненному знаку зодиака. Ему всегда доставались самые трудные персонажи. Он исполнял роли шекспировских Ромео и Гамлета, пушкинских Бенкендорфа и Дон Гуана, Петра Первого и др. Блестящая игра не раз спасала его от отчисления из института за неудачные розыгрыши, связанные с пародированием голосов известных личностей.

Один из таких случаев, когда студент голосом Юрия Левитана, сидя в шкафу и настроив микрофон на вещание из радиоприемника, известил о сезонном снижении цен, чуть не стоил ему жизни. Тогда происшествие спустили «на тормозах», но из вуза Николая исключили. Продолжалось это недолго, талантливого юношу вскоре приняли в ряды будущих актеров вновь, а розыгрыш впоследствии был взят за основу сюжета сценария фильма Петра Тодоровского «Какая чудная игра».

Театр

После окончания школы Николай Рыбников служил во вспомогательном составе Сталинградского драматического театра. Там он, имея возможность смотреть спектакли, окончательно определился с будущей профессией. В 1953 году юноша стал играть в Театре-студии киноактера.

Николай всегда любил экспериментировать с персонажами, на сцене он исполнил множество разных ролей. Ему довелось играть Клочкова в постановке произведения Антона Чехова «Анюта», Нагульного в «Поднятой целине», Кошевого в «Тихом Доне» и др.

Фильмы

Впервые Николай Николаевич появился на экране в 1953 году. Это был фильм «Команда с нашей улицы», Рыбников сыграл роль Дроздова. К сожалению, картина не имела популярности. Актерский талант Николай показал в 1954 году в фильме Алова и Наумова «Тревожная молодость». В этой киноленте он сыграл Котьку Григоренко: актер удивительно исполнил эту роль, был немногословен и сдержан, скуп на эмоции. На его работу положительно откликнулись критики.

Полностью актерский потенциал Рыбников раскрыл в киноленте «Весна на Заречной улице», поставленной Миронером и Хуциевым. Его герой Саша Савченко — рабочий парень: по должности он бригадир, по профессии сталевар. В 50-х годах Саша стал символом того времени — зрители и кинокритики увидели в нем искреннего и обаятельного персонажа. Марлен Хуциев писал:

«Рыбников способен все время думать о роли и приносить новые решения каждый день. Он носит в себе образ, над которым упорно трудится».

После «Весны на Заречной улице» в творческой биографии артиста начался подъем. Благодаря последующим работам Рыбников стал для публики любимейшим актером советского кино. Причем работал Николай Николаевич всегда самоотверженно.

Во время создания главной роли монтажника Николая Пасечника в фильме «Высота» он не остановил съемку в тот момент, когда надо было спускаться по железному тросу, а у него не оказалось перчаток. После отснятого первого дубля актер стоял на нижней площадке с окровавленными ладонями.

А играя бригадира Илью Кавригина в культовой кинокомедии «Девчата», Николаю Рыбникову приходилось со всей съемочной группой и артистами работать в невыносимых условиях. Часть сцен снималась на Северном Урале при температуре -45С°, а съемки финала проходили летом в Ялте, где исполнителям приходилось терпеть в тулупах жару.

Позднее Надежда Румянцева в интервью вспоминала, что во время работы над одной из сцен ложка, которой на морозе по сценарию герой Рыбникова ест суп, примерзла у актера к языку, настолько было холодно. Но Николай Николаевич не подал виду и вынул ее изо рта как ни в чем не бывало. Течение крови не остановило его: он продолжил работать.

Не менее знаковыми для актера стали киноленты «Кочубей», «Две жизни», «Девушка без адреса», «Война и мир», «Им покоряется небо». Каждая его работа надолго запоминалась зрителями, а критики высоко оценивали профессионализм артиста, умеющего воплощать на экране разнохарактерные роли. В 1971 году мужчина участвовал в съемках картины «Седьмое небо» вместе со своей супругой Аллой Ларионовой.

Уже в конце 70-х и 80-х годов Николая Рыбникова приглашали сниматься в кино все реже и реже, в основном в эпизодических ролях. Самой известной работой актера того периода стала роль в ленте «Выйти замуж за капитана». Тем не менее он сумел переключиться на комедийное амплуа. Его репертуар пополнился острохарактерными ролями в фильмах «Мраморный дом», «Есть идея!», «Развлечение для старичков», «Бабушки надвое сказали…». Последней работой актера в кино стал образ трактирщика Никифора в фильме «Изыди!», который вышел на экраны в 1991 году.

Личная жизнь

Рыбников оказался однолюбом. В его личной жизни была только одна женщина — Алла Ларионова. Николай познакомился с будущей женой в ранней молодости, в годы учебы во ВГИКе. Он был безответно влюблен в нее. Однажды Рыбников даже решил повеситься, но, к счастью, рядом оказался его друг. Узнав о попытке суицида, один из преподавателей актера пристыдил его, сказав, что настоящий мужчина не пойдет на такое и что любимую нужно завоевывать. После этого случая Николай начал вести себя по-другому.

Он ухаживал за Аллой Ларионовой несколько лет, а она встречалась с другими мужчинами. Среди них был и актер Иван Переверзев, от которого девушка забеременела. Но ее избранник не торопился звать артистку под венец. Тогда подруга Аллы с ее подачи сообщила Николаю «невзначай», что Ларионова свободна. Актер не заставил себя ждать. Перед Новым годом Рыбников приехал в Минск, в то время там проходили съемки с участием Ларионовой. Он сделал ей предложение, а 2 января 1957 года они подали заявление в загс.

Вскоре у Аллы родилась дочь от Переверзева, которую назвали Аленой: Николай Рыбников признал ее своей и любил как родную. Но актер мечтал о собственном ребенке, и через 4 года Алла родила дочь Арину. Ни одна из дочерей пары не связала жизнь с актерской карьерой. Не подарили Алена и Арина родителям и внуков.

Несмотря на то, что у Рыбникова даже в старости сохранялся вспыльчивый и ревнивый характер, он преданно любил жену и заботился о ней. Он никогда не позволял ей усомниться в своей верности. В браке супруги прожили 33 года, до самой смерти актера.

Друзья пары вспоминают, каким хлебосольным был дом Рыбникова и Ларионовой. Николай Николаевич мастерски делал засолки, а Алла готовила отменный борщ и грибную икру. Артист любил хоккей и шахматы и часто устраивал на даче турниры с приятелями-шахматистами. Среди его близких знакомых были спортсмены, космонавты, певцы и поэты.

Смерть

В 80-е Николай Николаевич вел жизнь советского пенсионера, да теперь и узнавали его не всегда. Он пристрастился к алкогольным напиткам, что сильно подорвало состояние здоровья. Но актер нашел в себе силы и бросил употреблять спиртное и курить. Все свободное время Рыбников проводил на даче, выращивал и консервировал овощи. Последний раз он закатал помидоры и решил открыть их в ноябре. К сожалению, мужчина не дожил до этого.

22 октября 1990 года Николай Рыбников, вернувшись из бани, выпил рюмку коньяка и лег спать. Он скончался от сердечного приступа во сне, не успев дожить до 60-летия всего полтора месяца. Начинались тяжелые времена, поэтому помощь в похоронах спонсоров — почитателей творчества актера оказалась для семьи не лишней. Меценаты организовали сбор средств на установку памятника артиста с его фото, выполненным в виде кадра кинематографической пленки.

Артиста похоронили на Троекуровском кладбище в Москве. Рядом с Николаем Николаевичем лежит прах его жены, которая ушла из жизни спустя 10 лет. Трагическая судьба ждала младшую дочь Рыбникова Арину, которая умерла в 2004 году. Ее могила тоже находится рядом с местом погребения родителей.

Фильмография

  • 1956 – «Дорога правды»
  • 1956 – «Весна на Заречной улице»
  • 1957 – «Высота»
  • 1957 – «Девушка без адреса»
  • 1961 – «Гибель империи»
  • 1961 – «Две жизни»
  • 1961 – «Девчата»
  • 1963 – «Им покоряется небо»
  • 1968 – «Длинный день Кольки Павлюкова»
  • 1971 – «Седьмое небо»
  • 1972 – «Мраморный дом»
  • 1977 – «Вторая попытка Виктора Крохина»
  • 1981 – «Будь здоров, дорогой»
  • 1982 – «Без году неделя»
  • 1988 – «Молодой человек из хорошей семьи»
  • 1991 – «Изыди!»